icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
»нтересные факты

 огда воскресенье официально стало выходным днем?

  • 1988
  • 6

 огда воскресенье официально стало выходным днем?

»
»з Ѕиблии известно, что Ѕог, сотворив весь мир за 6 дней, на седьмой отдыхал.

Ђ» совершил Ѕог к седьмому дню дела —вои, которые ќн делал, и почил в день седьмый от всех дел —воих, которые делалї

(Ѕытие 2:2)

’от€ это и не относитс€ к теме нашей статьи, однако интересно, как выгл€дел мир, когда Ѕог отдыхал? «амер ли он на все врем€ отдыха Ѕожьего, как стоп-кадр? ј может быть, двигалс€ Ђна автоматеї? ¬едь все детали созданы и все св€зи установлены. ¬ода будет течь от истоков к устью весь день седьмой, и низвергатьс€ на водопаде, и водна€ пыль будет подниматьс€ к небу, и радуга запутаетс€ в капл€х, а гром падающей воды будет улетать к недальним горам и возвращатьс€ оттуда удивительным эхом. ¬ общем, как говорил голос артиста  опел€на в культовом советском фильме, информаци€ к размышлению.

Ќо Ѕог не только отдыхал на седьмой день, но и заповедал человеку, сотворенному по ≈го образу и подобию, каждый седьмой день сделать днем отдыха

Ђ» благословил Ѕог седьмой день, и осв€тил его, ибо в оный почил от всех дел —воих, которые Ѕог творил и созидалї

(Ѕытие 2:3)

—ейчас верить в Ѕога стало модным, и многие этой моде поддались. “акие люди уверены, что человек отдыхает каждый седьмой день по велению Ѕожьему. “е же, кто к изменению идеологической моды равнодушен, и в существовании Ѕога-творца ¬селенной сомневаетс€, более склонен объ€снить существование дн€ отдыха в человеческом обществе причинами естественными.  роме дневного цикла изменени€ работоспособности организма от минимума к максимуму и обратно, существует еще и недельный цикл, в конце которого работоспособность снижаетс€ и требуетс€ более интенсивный отдых, чем в другие дни недели. ¬полне возможно, этот недельный цикл св€зан с движением Ћуны по небосводу, ведь лунный мес€ц Ц это 4 недели. ‘изиологи также утверждают, что есть и мес€чный цикл, и подвержены этому циклу не только женщины, но и мужчины тоже. ¬ общем, простор дл€ исследований.

ѕервым кодексом, в котором седьмой день недели был определен, как день отдыха, €вл€етс€ Ѕибли€. —облюдение дн€ субботнего Ц это четверта€ из дес€ти заповедей, данных ћоисею на горе —инай. ѕри этом в силу важности этой заповеди она повтор€етс€ в Ѕиблии трижды в трех разных местах.

Ђѕомни день субботний, чтобы св€тить его; шесть дней работай и делай вс€кие дела твои, а день седьмой суббота √осподу, Ѕогу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь тво€, ни раб твой, ни рабын€ тво€, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал √осподь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил √осподь день субботний и осв€тил егої

(»сход 20:8-11)

ЂЌаблюдай день субботний, чтобы св€то хранить его, как заповедал тебе √осподь, Ѕог твой; шесть дней работай и делай вс€кие дела твои, а день седьмой - суббота √осподу, Ѕогу твоему. Ќе делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь тво€, ни раб твой, ни раба тво€, ни вол твой, ни осел твой, ни вс€кий скот твой, ни пришелец твой, который у теб€, чтобы отдохнул раб твой, и раба тво€, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле ≈гипетской, но √осподь, Ѕог твой, вывел теб€ оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе √осподь, Ѕог твой, соблюдать день субботнийї

(¬торозаконие 5:12-15)

ЂЎесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота поко€, св€щенное собрание; никакого дела не делайте; это суббота √осподн€ во всех жилищах вашихї.

(Ћевит 23:3)

«апрет на работу в седьмой день недели был абсолютный. Ќельз€ было делать ничего, что, так или иначе, св€зано с созданием чего-то нового, нельз€ было зажигать огонь. ѕеренос предметов разрешалс€ только в пределах ограниченной территории. „тение, пение без сопровождени€ инструментов или разговор в субботний день были разрешены, а вот письмо считаетс€ работой. ¬едь в процессе письма по€вл€етс€ новый текст.

«апрет на работу касалс€ не только свободных членов общины, но и рабов, и даже животных.

¬ ƒревней √реции и в ƒревнем –име обыча€ раз в неделю не работать не было. » сами напр€гались, и рабов эксплуатировали. ѕравда, про дурацкий обычай евреев все знали. «нали также, что ни плеткой, ни бичом, ни угрозой смерти отступитьс€ от завета собственного Ѕога их не заставишь. ѕоэтому еврейские рабы на невольничьих рынках не ценились. “ем более, что их, как правило, из рабства выкупали соотечественники. Ёто был еще один дурацкий еврейский обычай.

¬прочем, в 72 году н.э., после подавлени€ восстани€ в »удее, в –име по€вилось 100 тыс€ч еврейских рабов. »х направили на важную императорскую стройку, огромный цирк, который мы сейчас за его потр€сающие размеры называем  олизеем (от латинского слова Ђcolosseusї Ч Ђгромадный, колоссальныйї).  азалось бы, тут нашла коса на камень. ¬се еврейские рабы отказались работать в субботу! » это на стройке государственного значени€!  оторую контролирует сам император ¬еспасиан! » ведь не казнишь всех, не заменишь другими! √де найти еще 100 тыс€ч рабов!?

ѕришлось прислушатьс€ к мнению еврейских жрецов. ќно показалось разумным Ц если все недельные работы будут делатьс€ за 6 дней, то в седьмой день пусть рабы мол€тс€ своему чудному невидимому Ѕогу. ќказалось, что после дн€ отдыха работы шли производительнее. ¬ самом деле, недельный урок можно было выполн€ть и за 6 дней. “ак в римскую жизнь вошел выходной день.

ƒовольно скоро в –им пришло еще одно восточное учение, и тоже из »удеи, которую уже благополучно переименовали в ѕалестину, чтобы и пам€ти об »удейском восстании не осталось. ’ристиане с точки зрени€ римл€н мало чем от иудеев отличались. –азве что молились какому-то своему Ѕогу. ѕро этого Ѕога они рассказывали что-то несусветное. ћол, был он и Ѕогом, и человеком одновременно, и был расп€т, как разбойник, на кресте, хот€ был не разбойником, а врачом, мудрецом и чудотворцем. » что через день после казни он воскрес и вознесс€ на небеса. Ќо он еще вернетс€ и станет царем мира.

–имл€не были люди положительные, в сказки не вер€щие и сказок не рассказывающие. ƒл€ этого у них были умные греки, которым поручали воспитание детей и потому называли по-гречески, Ђпедагогамиї.

ћногие христиане, так же как иудеи, соблюдали субботу. Ќекоторые из них день отдыха тоже строго соблюдали, но почему-то сдвинули его на следующий день. “олкового разъ€снени€, почему они это сделали, никто из них не дал. ќ, ёпитер, этот ¬осток Ц такой странный! „то ни год, там рождаетс€ новый бог!

Ўли годы. ’ристиан сначала гнали и уничтожали. ѕотом разрешили исповедовать свою странную религию. ѕотом многие римл€не оценили грустную историю христианского бога, которую христиане называли Ђблагой вестьюї, что по-гречески звучало, как Ђевангелиеї, и которую они рассказывали то так, то этак.

—пуст€ 250 лет, вс€ –имска€ импери€, которой тогда правил император  онстантин I стала христианской империей.  ульты €зыческих богов, раннее процветавшие, были отменены. ј 7 марта 321 года по приказу того же  онстантина I воскресенье впервые официально было объ€влено выходным днЄм.

 огда через 300 лет в јравии возникло еще одно монотеистическое учение, ислам, в нем был унаследован от иудаизма обычай седьмой день недели не работать, а посв€щать этот день Ѕогу. Ќо в качестве выходного дн€ была выбрана п€тница, день, предшествующий иудейской субботе. ѕочему? ѕотому что именно по п€тницам в ћекке был базарный день. “уда съезжалось множество людей. ѕоэтому именно в этот день, при большом скоплении народа, пророк ћухаммад проповедовал свое учение.

–осси€, хоть и позиционировала себ€ православной страной, но воскресенье выходным днем здесь признали очень не скоро. “олько с 17-го века начинают вводить официальные запреты на работу по воскресень€м. «апрещалось по воскресень€м заставл€ть крепостных работать на барщине. ¬прочем, иногда работа на барина занимала столько дней в неделю, что кресть€нину приходилось в воскресенье работать на своем поле Ц иначе было не выжить. ѕодобный случай Ц по тем временам уже безобразный Ц был описан ј.Ќ.–адищевым в Ђѕутешествии из ѕетербурга в ћосквуї. ќкончательно воскресенье было объ€влено всеобщим выходным днем довольно поздно Ц 14 июл€ 1897 года.

¬ 1930-е годы в ———– до отмены выходных дней не дошло. ќднако была введена так называема€ Ђнепрерывкаї. Ќепрерывна€ рабоча€ недел€ состо€ла из п€ти дней. Ўестой был выходным. ¬се рабочие дни были разделены на п€ть групп.  ажда€ группа отмечалась своим цветом: жЄлтым, розовым, красным, фиолетовым, зелЄным.  ажда€ группа имела свой выходной. Ќерабочих дней стало больше, однако было это неудобно. ћуж с женой (или хуже того, парень с девушкой) могли работать в разные п€тидневки. » когда же встречатьс€?

ѕравда, промышленность Ђкрутиласьї непрерывно. ѕравда, счасть€ это не принесло. » даже элементарного достатка не прибавилось.

¬ общем, 26 июн€ 1940 года прежнюю неделю возвратили труд€щимс€. “руд€щиес€ облегченно вздохнули.  то выдержал переход на зимнее врем€ и обратно, поймет это облегчение.


pro
—емен ÷ыгановский

«амечательно написано. ћного материала в хорошеи изложении. ¬се €сно и пон€тно.

spe
јнна ћоисеенко

ћарк, стать€ отлична€! ¬сЄ "от" и "до"! ¬-принципе, как всегда! ))

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+