Пожалуй, самый веселый период не слишком радостной советской эпохи приходился на конец 1950-х – начало 1960-х годов. Как-то совпало все: и прекращение репрессий, и ослабление идеологического дурацкого давления, и полеты в Космос, и тот же бородатый кубинский Фидель, вдруг возжелавший строить коммунизм под самым носом у США. И тридцатилетие первого нетронутого войной поколения, которому было самое время говорить свое слово и делать свое дело, делать что-то стОящее, а не стоЯщее.
Это веселое советское время больших надежд окаймляют два культурных события: выход на экраны кинокомедии «Карнавальная ночь» (1956) и закрытие Клуба Веселых и Находчивых на Центральном Телевидении (1971). Так получилось, что непритязательная советская комедия вовремя сказала людям: начальник может быть дураком. Если начальник – дурак, над таким начальником можно и должно смеяться, и на цугундер за это не посадят. А КВН в лучшие свои годы был замечательным генератором шуток и оптимизма, который просто бил веселеньким фонтаном. И вот когда этот фонтан довольно грубо и у всех на виду заткнули, самые веселые и самые находчивые поняли, что это – команда заткнуться всем и надолго.
Однако прежде, чем КВН удавили, он должен был родиться. Он и родился 8 ноября 1961 года. 8 ноября было вторым днем спаренных октябрьских праздников. То есть, это был день сплошного прайм-тайма, однако менее заиделогизированный, чем предыдущий день 7 ноября, когда утром транслировали парад и демонстрацию с Красной площади, а вечером какой-нибудь героический советский боевик, типа «Ленин в Октябре» или «Ленин в 1918 году». Короче говоря, молодежная редакция, которая выпустила программу, знала свое дело и время для рождения передачи было выбрано правильно.
КВН, Клуб Веселых и Находчивых, был в некотором смысле продолжением передачи ВВВ («Вечер Веселых Вопросов»), три выпуска которой вышли в 1957 году. Эта передача была викториной, которая шла в прямом эфире и в которой могли принимать участие телезрители. Подобных передач на советском телевидении не было.
«Сдохла» передача по недосмотру одного из ведущих, Никиты Богословского. Он должен был объявить, что тот, кто придет в этот летний вечер на студию в зимних шубе, шапке и валенках, а также с газетой за 31 декабря прошлого года, получит приз. Про шубу, шапку и валенки шутник-композитор объявил, а про газету сказать забыл. Естественно, что это резко увеличило количество претендентов на приз, и передача была сорвана непосредственно в прямом эфире.
КВН с самого начала был игрой команд. Между собой соревновались команды институтов или предприятий из многих городов Союза. Было это не соревнование эрудитов, а состязание в юморе и в нестандартном взгляде на жизнь. И получалось очень весело и очень не стандартно.
КВН приобрел огромную популярность. Можно сказать, что в стране возникло КВН-движение. КВН устраивались не только в институтах, но также в техникумах, на заводах, в школах, и в пионерских лагерях и т. д. Пройти отборочные турниры и попасть на телевизионные соревнования – это уже считалось успехом. А победить в прямом эфире – это была победа побед.
Первоначально съемки производились во Дворце культуры Московского Электролампового Завода, который по такому случаю назывался «Телевизионный театр». Это – район метро «Электрозаводская». Вели передачу студент Московского института инженеров транспорта (МИИТ) Александр Масляков и диктор Центрального телевидения Светлана Жильцова. В общем-то благодаря КВН они оба стали знамениты на всю страну. Точно также во многом благодаря КВН стали известны М.Гусман, М.Задорнов, А.Филиппенко, А.Хазанов, Л.Якубович.
Первые передачи шли в прямой трансляции, то есть фактически без цензуры. Однако передача в таком формате ужасно раздражала тогдашнего руководителя Центрального телевидения, который (подобно товарищу Огурцову из «Карнавальной ночи») считал, что «Смех – дело сурьезное» и пускать его на самотек никак нельзя. Все эти шуточки над советской действительностью и над коммунистической идеологией, были ему словно нож острый. С определенного момента передачу начали давать в записи и изрядно «порезанную». По инициативе начальника Гостелерадио, передачей довольно плотно занялось КГБ. Соловей пел все более хрипло и, наконец, в конце 1971 года передачу совсем закрыли. К немалой грусти всех телезрителей.
В начале перестройки, в 1986 году передачу возобновили. Но это была уже другая передача и другие у нее были участники. Да и цели у передачи стали другие, более развлекательные. Жизнь после смерти, как оказалось, возможна. Но это была другая, не прежняя, жизнь.