icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Когда появился оркестр русских народных инструментов?

  • 4262
  • 7

Когда появился оркестр русских народных инструментов?

Ч
Четыре года назад мы отметили знаменательный для нашей страны юбилей – 120-летие оркестра русских народных инструментов. Много это или мало? По историческим меркам – немного, если сравнивать, например, с симфоническим оркестром, успевшим пережить уже несколько художественных эпох. Но если оглянуться на путь, который прошёл за это время народный оркестр…

Разговор о русском народном оркестре правильнее всего начать с личности поистине выдающейся – с Василия Васильевича Андреева (1861-1918). Сын купца первой гильдии и дворянки, он получил прекрасное воспитание – и рано проявил музыкальный талант: в 14 лет он играл на 12 инструментах – причём все осваивал самостоятельно. Позже он обучался игре на скрипке у профессора консерватории.

Но больше, чем классическая скрипка, интересовала юношу… балалайка – простонародная, мужицкая балалайка, которой так стесняются наши современники, так не любящие, когда Россию ассоциируют с балалайкой (интересно, почему итальянцы не корчат таких рож, когда Италия ассоциируют с мандолиной или бельканто?). Этот инструмент он слышал в имении Андреевых в руках музыканта-самородка Антипа, а также – в родном Бежецке, где на ней играл… помещик А.Паскин (как видим, Василий Васильевич был не единственным представителем «высшего общества», заинтересовавшимся балалайкой) – который перенимал игру на балалайке ещё у крепостных своего деда… Под впечатлением этих встреч В.Андреев принимает решение: освоить балалайку самому и довести её до совершенства, «соединить балалайку и фрак».

Путь к концертной деятельности был нелёгким: всё-таки вывести балалайку на большую сцену в таком виде, как она существовала, было нельзя – и по чертежам В.Андреева мастера изготавливают сначала 5-ладовую балалайку, затем – 7-ладовую и наконец – хроматическую. И вот – в 1886 г. балалаечник дебютирует в Петербурге в зале Благородного собрания.

Легко ли было на это решиться? Вряд ли… ведь даже мастера, к которым обращался В.Андреев, поначалу воспринимали предложение изготовить балалайку как оскорбление – так как же должна была воспринять её благородная петербургская публика? Но – вопреки мрачным предположениям – публика была в восторге! В.Андреев со своей балалайкой становится кумиром светских салонов, у него появляется много последователей: игре на балалайке учатся господа и даже дамы из высшего общества… Но главной победой В.Андреева на этом этапе можно считать создание ансамбля – т.н. «Кружка любителей игры на балалайке». Первое его выступление состоялось 20 марта 1888 г. – именно от этой даты мы отсчитываем историю оркестра русских народных инструментов.

Что играл сам В.Андреев и его сподвижники? Далеко не только обработки русских народных песен! Если мы обратимся к композиторскому творчеству В.Андреева (а именно оно по понятным причинам составило основу репертуара), то найдём там и «Румынскую песню и чардаш», и полонезы, и множество вальсов (за которые его даже называли «русским Штраусом») – так что уже при своём зарождении академическое исполнительство на русских народных инструментов шагнуло далеко за пределы русского музыкального фольклора, его «диапазон» оказался достаточно широким (граждане, полагающие, что на наших инструментах можно играть только «Во саду ли, в огороде», это сказано для вас!)

Но вернёмся к В.Андрееву и его ансамблю. Разумеется, ситуация потребовала создания ансамблевых разновидностей балалайки: как в струнном оркестре есть скрипки, альты, виолончели и контрабасы, так и В.Андреев создал кроме балалайки-примы – балалайку-секунду, балалайку-альт, бас и контрабас – это был первый шаг к оркестру… но ещё не оркестр. Ведь главная черта оркестра – многотембровость, создать оркестр на основе одного инструмента нельзя, и прежде всего нужен был мелодический инструмент – некий аналог скрипки в симфоническом… но какой?

Ответ пришёл неожиданно: в 1896 г. один из соратников Василия Васильевича обнаружил на чердаке старого дома в Вятской губернии неизвестный инструмент с овальным корпусом. Что же это такое? Анализ древнерусских изображений позволил сделать вывод: это – домра! Был когда-то такой инструмент у русских – любимый инструмент скоморохов, уничтоженный вместе с ними в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича… и вот – настало время вернуть домру к жизни. Как и балалайку, В.Андреев её реконструирует (точнее – создаёт заново) в оркестровых разновидностях: домра малая, piccolo (самая маленькая и высокая), альтовая, теноровая, басовая, контрабасовая (забегая вперёд, скажем, что теноровая и контрабасовая испытания временем не выдержали). Также в состав оркестра вводятся гусли. Вот теперь – с 1896 года – можно с уверенностью сказать: это – оркестр!

Репертуар Великорусского оркестра (как теперь называется коллектив) продолжает шириться: в него входят переложения симфонической классики (один из первых таких примеров – исполнение Скерцо из Четвёртой симфонии П.И.Чайковского, что было закономерно: ведь Пётр Ильич и сам не скрывал, что пытался там имитировать звучание балалайки). Расширению репертуара во многом способствовало то, что у В.Андреева появляется соратник-композитор – Н.П.Фомин (ведь сам В.Андреев композиторского образования всё-таки не имел). Именно Н.П.Фомин встал за пульт Великорусского оркестра (именно такое название носил исполнительский коллектив) после смерти В.Андреева – смерти поистине героической: выступая на фронтах гражданской войны перед красноармейцами, Василий Васильевич дирижировал на морозе во фраке, что и послужило причиной смертельной болезни (кому-то такой поступок покажется безрассудным – но проявить неуважение к публике Музыкант не мог!).

Должно быть, вы обратили внимание, что состав оркестра В.В.Андреева был исключительно струнным… правда, попытки ввести в состав оркестра духовые народные инструменты (свирель, жалейка и др.) были – но усовершенствовать их, подобно струнным, В.Андреев не стал… почему? А что вообще может получиться, если усовершенствовать свирель? Правильно, флейта! Усовершенствуешь жалейку – получишь гобой… это всё уже есть, зачем изобретать велосипед? Но ведь и разнообразие тембров тоже нужно оркестру…

И вот, уже в 50-е гг. в составе народных оркестров (которых в стране уже немало) появляются новые инструменты – баян (этот русский потомок немецкой гармоники своим тембром удивительным образом вписался в русский народный оркестр!), а также «классические» флейта и гобой… В наши дни в народных оркестрах можно услышать и кларнет, и фагот, и даже медные духовые… хотя состав группы духовых может определяться и возможностями конкретного оркестра, и установками дирижёров и композиторов (я, например, не рискую вводить в свои партитуры «медь»: мне кажется, труба или тромбон в народном оркестре – всё равно что Джеймс Бонд в женском монастыре, но вот наш дирижёр другого мнения) – словом, состав русского народного оркестра ещё варьируется от коллектива к коллективу… как это было с симфоническим оркестром в начале XVIII века – ведь по сути дела, академические исполнительство на русских народных инструментах ещё переживает период становления – вспомните, сколько времени понадобилось для этого той же скрипке (которую тоже сначала презрительно именовали «уличным инструментом», противопоставляя «аристократической» виоле)…

Но у нас уже есть немало поистине великих имён – наша классика… я назову лишь некоторых: Н.Будашкин, Ю.Шишаков, Г.Шендерёв, В.Городовская, А.Цыганков…

Исполняют народные оркестры и классическую симфоническую музыку – причём не только русскую, но и Й.Гайдна, Л.Бетховена… впрочем, такая практика несёт в себе и некоторое противоречие: народному оркестру нужен новый репертуар, нужна своя симфония...

Следующий рубеж, который (я уверена в этом!) предстоит «взять» оркестру русских народных инструментов – это опера.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+