icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

 огда по€вилс€ оркестр русских народных инструментов?

  • 4858
  • 7

 огда по€вилс€ оркестр русских народных инструментов?

„етыре года назад мы отметили знаменательный дл€ нашей страны юбилей Ц 120-летие оркестра русских народных инструментов. ћного это или мало? ѕо историческим меркам Ц немного, если сравнивать, например, с симфоническим оркестром, успевшим пережить уже несколько художественных эпох. Ќо если огл€нутьс€ на путь, который прошЄл за это врем€ народный оркестрЕ

–азговор о русском народном оркестре правильнее всего начать с личности поистине выдающейс€ Ц с ¬асили€ ¬асильевича јндреева (1861-1918). —ын купца первой гильдии и двор€нки, он получил прекрасное воспитание Ц и рано про€вил музыкальный талант: в 14 лет он играл на 12 инструментах Ц причЄм все осваивал самосто€тельно. ѕозже он обучалс€ игре на скрипке у профессора консерватории.

Ќо больше, чем классическа€ скрипка, интересовала юношуЕ балалайка Ц простонародна€, мужицка€ балалайка, которой так стесн€ютс€ наши современники, так не люб€щие, когда –оссию ассоциируют с балалайкой (интересно, почему италь€нцы не корчат таких рож, когда »тали€ ассоциируют с мандолиной или бельканто?). Ётот инструмент он слышал в имении јндреевых в руках музыканта-самородка јнтипа, а также Ц в родном Ѕежецке, где на ней игралЕ помещик ј.ѕаскин (как видим, ¬асилий ¬асильевич был не единственным представителем Ђвысшего обществаї, заинтересовавшимс€ балалайкой) Ц который перенимал игру на балалайке ещЄ у крепостных своего дедаЕ ѕод впечатлением этих встреч ¬.јндреев принимает решение: освоить балалайку самому и довести еЄ до совершенства, Ђсоединить балалайку и фракї.

ѕуть к концертной де€тельности был нелЄгким: всЄ-таки вывести балалайку на большую сцену в таком виде, как она существовала, было нельз€ Ц и по чертежам ¬.јндреева мастера изготавливают сначала 5-ладовую балалайку, затем Ц 7-ладовую и наконец Ц хроматическую. » вот Ц в 1886 г. балалаечник дебютирует в ѕетербурге в зале Ѕлагородного собрани€.

Ћегко ли было на это решитьс€? ¬р€д лиЕ ведь даже мастера, к которым обращалс€ ¬.јндреев, поначалу воспринимали предложение изготовить балалайку как оскорбление Ц так как же должна была восприн€ть еЄ благородна€ петербургска€ публика? Ќо Ц вопреки мрачным предположени€м Ц публика была в восторге! ¬.јндреев со своей балалайкой становитс€ кумиром светских салонов, у него по€вл€етс€ много последователей: игре на балалайке учатс€ господа и даже дамы из высшего обществаЕ Ќо главной победой ¬.јндреева на этом этапе можно считать создание ансамбл€ Ц т.н. Ђ ружка любителей игры на балалайкеї. ѕервое его выступление состо€лось 20 марта 1888 г. Ц именно от этой даты мы отсчитываем историю оркестра русских народных инструментов.

„то играл сам ¬.јндреев и его сподвижники? ƒалеко не только обработки русских народных песен! ≈сли мы обратимс€ к композиторскому творчеству ¬.јндреева (а именно оно по пон€тным причинам составило основу репертуара), то найдЄм там и Ђ–умынскую песню и чардашї, и полонезы, и множество вальсов (за которые его даже называли Ђрусским Ўтраусомї) Ц так что уже при своЄм зарождении академическое исполнительство на русских народных инструментов шагнуло далеко за пределы русского музыкального фольклора, его Ђдиапазонї оказалс€ достаточно широким (граждане, полагающие, что на наших инструментах можно играть только Ђ¬о саду ли, в огородеї, это сказано дл€ вас!)

Ќо вернЄмс€ к ¬.јндрееву и его ансамблю. –азумеетс€, ситуаци€ потребовала создани€ ансамблевых разновидностей балалайки: как в струнном оркестре есть скрипки, альты, виолончели и контрабасы, так и ¬.јндреев создал кроме балалайки-примы Ц балалайку-секунду, балалайку-альт, бас и контрабас Ц это был первый шаг к оркеструЕ но ещЄ не оркестр. ¬едь главна€ черта оркестра Ц многотембровость, создать оркестр на основе одного инструмента нельз€, и прежде всего нужен был мелодический инструмент Ц некий аналог скрипки в симфоническомЕ но какой?

ќтвет пришЄл неожиданно: в 1896 г. один из соратников ¬асили€ ¬асильевича обнаружил на чердаке старого дома в ¬€тской губернии неизвестный инструмент с овальным корпусом. „то же это такое? јнализ древнерусских изображений позволил сделать вывод: это Ц домра! Ѕыл когда-то такой инструмент у русских Ц любимый инструмент скоморохов, уничтоженный вместе с ними в XVII веке по указу цар€ јлексе€ ћихайловичаЕ и вот Ц настало врем€ вернуть домру к жизни.  ак и балалайку, ¬.јндреев еЄ реконструирует (точнее Ц создаЄт заново) в оркестровых разновидност€х: домра мала€, piccolo (сама€ маленька€ и высока€), альтова€, тенорова€, басова€, контрабасова€ (забега€ вперЄд, скажем, что тенорова€ и контрабасова€ испытани€ временем не выдержали). “акже в состав оркестра ввод€тс€ гусли. ¬от теперь Ц с 1896 года Ц можно с уверенностью сказать: это Ц оркестр!

–епертуар ¬еликорусского оркестра (как теперь называетс€ коллектив) продолжает ширитьс€: в него вход€т переложени€ симфонической классики (один из первых таких примеров Ц исполнение —керцо из „етвЄртой симфонии ѕ.».„айковского, что было закономерно: ведь ѕЄтр »льич и сам не скрывал, что пыталс€ там имитировать звучание балалайки). –асширению репертуара во многом способствовало то, что у ¬.јндреева по€вл€етс€ соратник-композитор Ц Ќ.ѕ.‘омин (ведь сам ¬.јндреев композиторского образовани€ всЄ-таки не имел). »менно Ќ.ѕ.‘омин встал за пульт ¬еликорусского оркестра (именно такое название носил исполнительский коллектив) после смерти ¬.јндреева Ц смерти поистине героической: выступа€ на фронтах гражданской войны перед красноармейцами, ¬асилий ¬асильевич дирижировал на морозе во фраке, что и послужило причиной смертельной болезни (кому-то такой поступок покажетс€ безрассудным Ц но про€вить неуважение к публике ћузыкант не мог!).

ƒолжно быть, вы обратили внимание, что состав оркестра ¬.¬.јндреева был исключительно струннымЕ правда, попытки ввести в состав оркестра духовые народные инструменты (свирель, жалейка и др.) были Ц но усовершенствовать их, подобно струнным, ¬.јндреев не сталЕ почему? ј что вообще может получитьс€, если усовершенствовать свирель? ѕравильно, флейта! ”совершенствуешь жалейку Ц получишь гобойЕ это всЄ уже есть, зачем изобретать велосипед? Ќо ведь и разнообразие тембров тоже нужно оркеструЕ

» вот, уже в 50-е гг. в составе народных оркестров (которых в стране уже немало) по€вл€ютс€ новые инструменты Ц ба€н (этот русский потомок немецкой гармоники своим тембром удивительным образом вписалс€ в русский народный оркестр!), а также Ђклассическиеї флейта и гобойЕ ¬ наши дни в народных оркестрах можно услышать и кларнет, и фагот, и даже медные духовыеЕ хот€ состав группы духовых может определ€тьс€ и возможност€ми конкретного оркестра, и установками дирижЄров и композиторов (€, например, не рискую вводить в свои партитуры Ђмедьї: мне кажетс€, труба или тромбон в народном оркестре Ц всЄ равно что ƒжеймс Ѕонд в женском монастыре, но вот наш дирижЄр другого мнени€) Ц словом, состав русского народного оркестра ещЄ варьируетс€ от коллектива к коллективуЕ как это было с симфоническим оркестром в начале XVIII века Ц ведь по сути дела, академические исполнительство на русских народных инструментах ещЄ переживает период становлени€ Ц вспомните, сколько времени понадобилось дл€ этого той же скрипке (которую тоже сначала презрительно именовали Ђуличным инструментомї, противопоставл€€ Ђаристократическойї виоле)Е

Ќо у нас уже есть немало поистине великих имЄн Ц наша классикаЕ € назову лишь некоторых: Ќ.Ѕудашкин, ё.Ўишаков, √.ЎендерЄв, ¬.√ородовска€, ј.÷ыганковЕ

»сполн€ют народные оркестры и классическую симфоническую музыку Ц причЄм не только русскую, но и ….√айдна, Ћ.ЅетховенаЕ впрочем, така€ практика несЄт в себе и некоторое противоречие: народному оркестру нужен новый репертуар, нужна сво€ симфони€...

—ледующий рубеж, который (€ уверена в этом!) предстоит Ђвз€тьї оркестру русских народных инструментов Ц это опера.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+