icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

 огда по€вились названи€ мужских и женских голосов?

  • 1233
  • 3

 огда по€вились названи€ мужских и женских голосов?

Ѕ
ЂЅасы Ц пь€ницы, баритоны Ц бабники, тенора Ц дуракиї, Ц утверждает известный отечественный оперный певец ¬ладимир ћаторин.  онечно, такое утверждение выгл€дит весьма категоричным, но, веро€тно, певец знает, о чем говорит Ц к тому же, самокритика всегда была неотъемлемым свойством талантаЕ

ј если говорить серьезно, то дл€ вс€кого певческого голосаЕ именно певческого, поскольку характер голоса при пении может серьезно отличатьс€ от его характера при разговоре, например, если вам доводилось слышать интервью с √алиной ¬ишневской, вы наверн€ка обратили внимание, что говорила она довольно низко, а ведь она была певицей-сопраноЕ так вот, дл€ любого певческого голоса есть две координаты. ¬о-первых, это пол певца Ц женские голоса в целом выше мужских. ¬о-вторых, это высота, котора€ варьируетс€ в пределах и мужских, и женских голосов. ѕричем высота как такова€ Ђт€нет за собойї некоторые другие особенности Ц в частности, преимущественное использование того или иного резонатора: головного, грудного. —кажем, если брать только звуковысотную сторону, то диапазоны тенора и контральто различаютс€ не намного, но контральто воспринимаетс€ как более Ђтеплыйї и Ђт€желыйї голос, чем тенор.

Ќо если с высотой все более или менее €сно, то с полом возможны варианты. ¬место него может выступатьЕ возраст!

ƒело в том, что основы современной вокальной культуры закладывались в соборах средневековой ≈вропы. ∆енщинам петь в католических храмах разрешили сравнительно недавно, а в те далекие времена высокими голосами в церковных хорах пели мальчики. ѕарти€ (часть музыкальной ткани), которую они выводили, называлась просто Ц Ђсверхуї, по-италь€нски Ц Ђсопраної. » сейчас так называетс€ верхн€€ парти€ в женском или детском хоре Ц и высокий детский голос (причем в последнем случае это может быть и мальчик, и девочка). ѕерешло это название и на высокий женский голос.

Ќазвание самой низкой партии в средневековом хоре соответствовало ее функции Ц поддерживать, по-италь€нски Ц Ђtenoreї, так родилось название Ђтенорї. ѕо мере развити€ хорового искусства эта парти€ разделилась на две, за одной сохранилось название Ђтенорї, а другую Ц более низкую Ц так и назвали: Ђнизка€ї, по-италь€нски Ц Ђbassoї.

Ќо вернемс€ в —редневековье. ћежду сопрано и тенором была еще одна парти€ Ц ниже сопрано, но по отношению к тенору она была высокой, по-италь€нски Ц Ђaltoї. ¬последствии название Ђальтї сохранилось за низкой женской партией в хоре Ц и за низким детским голосом. ј вот за низким женским голосом закрепилось другие название Ц контральто (буквально Ц Ђпротив высокогої).

Ќо и это было еще не все.

XVIII век открыл новые возможности в вокальном искусстве, а это привело к более тонкой дифференциации. Ќар€ду с высокими и низкими голосами выдел€ютс€ голоса промежуточные, средние. ” женщин таким голосом стало Ђсреднее сопраної Ц меццо-сопрано (оп€ть же Ц по-италь€нскиЕ ведь италь€нцы всегда были Ђкорол€миї в области пени€), а у мужчин Ц баритон (буквально Ц Ђт€желый тонї, ведь в сравнении с тенором он действительно Ђт€желыйї).

ѕримечательно, что композиторы оценили достоинства баритонов, когда со сцены сошли кастраты Ц мужчины, лишенные признаков пола, которые пели практически Ђженскимиї голосами. » тогда баритонам начинают поручать центральные партии Ц например, у ћоцарта ‘игаро и ƒон-∆уана поет именно баритонЕ Ќо потом композиторы переключились на теноров. ¬прочем, это можно сказать лишь о западных композиторах, а –осси€ Ц как всегда Ц пола своим путем. ƒавайте-ка вспомним главных героев наших опер: »ван —усанин (бас), –услан (баритон), кн€зь »горь (бас), »ван √розный в Ђѕсковит€нкеї (бас), Ѕорис √одунов (бас), ≈вгений ќнегин (баритон)Е Ђвыбиваетс€ из р€даї разве что √ерман в Ђѕиковой дамеї.

¬прочем, композиторские ассоциации всегда были загадкой. ѕомните, мы с вами говорили о соотношении голоса, пола, и возраста? “ак вот, в опере можно наблюдать некоторую коррел€цию между возрастом персонажа и голосом, которому получаетс€ парти€: молодые герои, как правило, поют высокими голосами, а пожилые Ц низкими. Ќо это соблюдаетс€ далеко не всегда: скажем, ‘игаро Ц человек молодой, но его поет баритон, а старого цар€ Ѕеренде€ Ц тенор. ≈сть и молодые героини у меццо-сопрано:  армен,  ончаковна в Ђ н€зе »гореї, ћаддалена в Ђ–иголеттоїЕ ј вот у сопрано почему-то нет ни одной Ђвозрастнойї героини Ц сплошь 15-17-летние девочки. ≈динственным исключением можно считать ярославну в Ђ н€зе »гореї, да и то Ц Ђисключение подтверждает правилої: ј.Ѕородин придерживалс€ версии, что ярославна была второй женой »гор€, следовательно, он вполне мог представл€ть ее юной.

¬прочем, и о оперы, и у вокального искусства впереди еще долгий путь развити€.  то знает, какими будут голоса будущего!


deb
ёли€ Ѕойко

ќчень интересно! ¬се расписано от и до - какие есть голоса, откуда пошли их названи€, какие голоса относ€тс€ к женским и мужским и .д.

mas
ћарк Ѕлау

ѕрочел с неослабевающим интересом. Ќедаром стать€ находитс€ в разделе "»нтересные факты"

top
Halida Rojkova

ѕознавательно и читаетс€ на одном дыхании.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+