icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
ѕраздники

 огда и как празднуют ƒень ¬елеса?

  • 1907
  • 13

 огда и как празднуют ƒень ¬елеса?

ћ
ћогуч и славенЕ ¬елес-бог! ¬от так и никак иначе!

¬елес (¬олос) один из старших богов слав€нского пантеона, внук ѕеруна, сын —варога, брат ƒаждьбога Ц ярилы.

 ак же получилось, что называют его Ђ“Ємным Ѕогомї?

ѕочему слав€т его, коли он Ц тЄмный?

¬ привычном дл€ нас пон€тии, слово ЂтЄмноеї ассоциируетс€ с чем-то страшным, неразумным, животным началом. ј тут Ц Ѕог! ƒа ещЄ из Ђэшелона верхней властиї, так сказать. ƒавайте разбиратьс€!

Ќачалось всЄ давным-давно.

ѕосле того, как Ћада разделила поднебесный мир на свет и тень.

Ѕыл свет и была тень.

Ќо день не смен€лс€ ночью, в одной половине был вечный день и вечное лето, в другой половине Ц вечна€ ночь и вечна€ зима.

¬от тут и задумали боги, как сделать так, чтобы всего в людском мире было поровну. » поручили эту задачу ¬елесу.  то лучше бога-оборотн€ смог бы справитьс€ с этим?

ќбернулс€ ¬елес в чудовищно-огромного крылатого зме€, взлетел, как мог высоко, да и с этой высоты ввинтилс€ в землю. —ловно гигантским коловоротом пробивал он в толще земли ходы и пещеры, выбрасыва€ за собой огромные камни, заставл€€ сдвинутьс€ неподвижную твердь.

ћогутной его силе его толчков уступила неподвижна€ до селе земл€ иЕ повернулась!

— тех пор, раскрученна€ ¬еликим «меем она так и крутитс€, смен€€ день ночью, а ночь Ц €сным днЄм.

¬ какую сторону рыл ¬елес, в ту сторону и начала вращатьс€ земл€.

— того времени день стал смен€тс€ ночью; за зимою проходили весна и лето, смен€€сь на осень и зимуЕ

¬от так: вдох Ц выдох; радость Ц печаль; жизнь Ц смерть.

Ёто даже не однообразное повторение одних и тех же циклов, это Ц основа всей жизни.

ѕроисходит это коловращение вслед за движением солнца по небесному своду Ц посолонь, по часовой стрелке. «начит, против часовой стрелки будет Ц осолонь.

¬от этот-то закон правильности движени€ и дал всем живущим на земле ¬еликий ¬елес, это он привЄл сотворЄнный –одом мир в движение.

¬ыброшенные им на поверхность камни стали горами, а там, где извивалось в могутной натуге тело змеево, пролегли русла рек.

ѕотому и слав€т ¬елеса, брата ’орса, как ¬еликого Ѕога, Ѕога ¬сего —окрытого, “Ємного Ѕога.

¬плоть до IX в. сто€л на „удском озере “Ємный ’рам Ц капище ¬елесово, о чЄм рассказал нам летописец в житие јвраами€ –остовского: Ђ„удские люди ходют поклон€тьс€ идолу камену, называют его ¬елесом ¬еликим и ¬еликим «мием. ќдевают его в шкуры волчии, а голову режут медвежию.ї

—уществовало капище и недалеко от г. ¬ладимира на реке  олочке, где впоследствии и был основан Ќиколаевский монастырь, который люди ещЄ долгое врем€ называли Ђ¬олосовым монастырЄмї.

¬ ћакедонии есть город ¬елес, расположенный под холмом »льи-пророка. “ут надо сказать, что »ль€-пророк в христианстве Ђприн€л на себ€ об€зательстваї ѕеруна.

ј в ’орватии есть небольшой городок ¬олоско, расположенный как раз под горой ѕерун.

—то€л кумир ¬елеса и в пантеоне кн€з€ ¬ладимира.

“олько сто€л он опричь других богов, не на возвышенности, а под нею, на ѕодоле, на самом берегу реки ѕочаины.

ѕочему же столь почитаемого бога не ставили на возвышенност€х, как других богов, а отводили ему место внизу, словно изгнаннику?

Ќикакого изгнани€ нет! ¬елес Ц не просто бог-брат Ѕогу-—олнцу, он сам ѕравитель Ќижнего мира Ц Ќави, Ѕог Ћуны, страж реки —мородины (–а-река) и хранитель „Єрного камн€ ѕознани€.

ј —олнце с Ћуной вместе не встречаютс€, потому и стоит ¬елесов идол супротив идола ƒаждьбога и отца их Ц ѕеруна.

Ќадо сказать, что пон€ти€ Ђѕравьї, Ђявьї и ЂЌавьї - едина€ триада нерушимости мира. √рубо можно объ€снить так: Ђявьї - это реальность, в которой мы живЄм; Ђѕравьї - истинные законы, которые управл€ют ¬селенной; ЂЌавьї - потусторонний мир, который совершенно не €вл€етс€ миром мЄртвых, как многие себе представл€ют, мир мЄртвых находитс€ в Ќави, как и множество других, Ђтонкихї недоступных нашему пониманию, миров.

¬о вс€ком случае, именно так трактует эти пон€ти€ историк, знаток древнеслав€нского фольклора, активный участник перевода Ђ¬елесовой книгиї ё.ѕ. ћиролюбов.

» всЄ это обширное Ђхоз€йствої управл€етс€ одним-единственным “Ємным (—крытым) богом Ц ¬елесом.

—огласно ведическим учени€м, после смерти человека, его душа 9 дней ищет лунный луч, по которому сможет прийти к вратам Ќави, где еЄ встретит Ќавий Ѕог, которому повинуютс€ все низшие боги.

ƒни общего поминани€ покойных на –уси назывались Ќавьими дн€ми, и приходились они либо на воскресенье, либо на понедельник, либо на вторник ‘оминой недели (–адоница,  расна€ горка).

ƒо наших времЄн сохранилось поверье, что перед Ќовым √одом ворота между Ќавью и явью широко открываютс€, и умершие предки приход€т невидимо в наш мир, посмотреть на нас, своих потомков.

ќтсюда и обычай богато накрывать праздничный стол Ц радовать достатком и хлебосольством предков.

Ќо строгий Ѕог ¬сего —окрытого мог смиловатьс€ и отпустить душу и в неурочный день, допустим, рано умерших родителей к свадьбе их ребЄнка.

¬от так поЄтс€ об этом в одной из старинных песен-причитаний:

- ѕусти мен€, ћес€ц, пусти мен€, ясный, на деревню тучкою!

Ќа деревню тучкою, частым тЄплым дождичком!

„астым тЄплым дождичком, красною зарЄю!

ƒай увидеть, ћес€ц мой, —вет-звезда блескуча€,

 ак украс€т к свадебке милое дит€!

“еперь пон€тно, почему считаетс€ доброй приметой, когда во врем€ венчани€, или на свадебном пиру прольЄтс€ частый мелкий дождик?

“ак что приходилось ¬елесу заниматьс€ и многими земными делами.

ѕочитали его и как ¬ладыку лесов и животных.

 ому, как не ему, могущему обращатьс€ и в волка, и в зме€, и в медвед€ понимать €зык и ча€ни€ всех гадов земных и тварей бессловесных?

Ќо нужна была ему и добра€ жена-хоз€юшка, самому ему в помощь.

Ѕыла, была така€ красавица! «вали еЄ јсова (јзова), была она покровительницей и духом јзовского мор€.

ј свою земную резиденцию установил ¬олос на острове Ѕу€не (–у€не), ибо такова была вол€ его светлоокой супруги. ѕочему?

ѕотому, как лежал на этом острове Ѕел-горюч камень, который не позвол€л “Ємному Ѕогу Ђоборачиватьс€ї в зверьЄ вс€кое.

Ётих Ђоборотовї побаивались не только обычные люди, но и сама јзовушка, т.к. часто случалось, что в образе звер€ переставал ¬елес различать чЄрное и белое, и был способен принести не столько €вной пользы, сколько сотворить страшное злоЕ

Ќо как случилось, что стали называть ¬елеса Ђскотьим богомї, если изначально был он покровителем лесного зверь€ и ќхочьим (ќхотничьим) богом? ј все божества плодороди€, скотоводства и растениеводства находились под волею яра, так как он €вл€лс€ подателем всех земных благ? ƒаже день первого выгона скота на пастбища приурочивали ко дн€м праздновани€ ярилиных гул€нок!

ќ! Ёто цела€ истори€!

 ак все мы помним, у брата его Ц ƒаждьбога была колесница, влекома€ белоснежными, златокрылыми то ли кон€ми, то ли волами, то ли львами. “ак вот, ¬еликий ¬елес как-то раз этих, то ли коней, то ли быков украл! ѕоказалось-де ¬олосу, что плохо присматривает братец за своей скотинкою.

”крал он тех коней-волов и отогнал их в  авказские горы.

» наступила на земле велика€ засуха.

ќбратились люди с мольбою к Ќебу вернуть им тучи-волы, иначе ждЄт всЄ живое на земле погибель мучительна€.

 репко тогда поссорились брать€-боги, так крепко, что пришлось вмешиватьс€ их родителю Ц ѕеруну.

«адал он большую трЄпку обоим, отбил у ¬елеса коней-волов, и ƒаждьбог успел напоить иссушенную землю.

ѕомн€т об этом люди и слав€т победу ’орса в день первой майской грозы, прос€ его получше охран€ть скотину Ђот похитчиков: от медвед€ лютого, да от волка хищного!ї

ј ¬елесу, чтобы не повтор€лось больше подобного, передал ѕерун заботу над Ђвсем скотьЄм, и над диким, и над домашнимї.

“ак “Ємный Ѕог ¬сего —окрытого стал ещЄ и богом материального благополучи€.

” многих народностей бытовал обычай спрашивать вместо обычного приветстви€: Ђƒобры ли твои стада? ѕолны ли табуны? Ќе пусты ли нетели?ї

ƒругое название богатства и достатка Ц Ђскотъї.

¬ ƒревней –уси, впрочем, как и в других кра€х, скот, как и хлеб, был самой жизнью, олицетворением производ€щих сил, плодороди€ и богатства, а так же Ц важным объектом торговли.

ќ состо€тельности человека судили и по количеству скота, которым он владел.

¬от и вышло, что ¬олос стал не только богом скотоводов, но и богом торговли и богатства. ѕо сему, в культе ¬елеса важную роль играют шерсть, волос, перо и жир.

 ак отмечал один из крупнейших исследователей слав€нского €зычества и культуры академик Ѕ.ј. –ыбаков: Ђ–анее, до самого средневековь€, слово Ђскотъї означало Ђимущество, деньгиї. Ђ—котникомї именовалс€ *финансовый чиновник*, сто€щий между старостой поселени€ и казной Ц Ђскотнейї.

ј непосредственно сама домашн€€ скотина именовалась Ђхудобаї, это, так сказать, Ђдл€ отвода злого глазаї.

Ѕоги Ц богами, ноЕ Ќа јллаха надейс€, а верблюда прив€зывай!

¬о врем€ свадебного обр€да молодых сажали на тулуп, вывернутый шерстью наружу, на брачную постель стелили шкуры, чтобы супруги жили богато.

¬ деревн€х Ђ¬олосовой бородкойї называли последний пучок несжатых колосьев, которые специально оставл€ли в поле в дар полевым божествам.

¬олхвы Ц первоначально жрецы только бога ¬елеса, называютс€ так от слова Ђволохатыйї, то есть Ђмохнатыйї или Ђволосатыйї, из-за обыча€ этих жрецов совершать обр€ды в шкурах или шубах, вывернутых мехом наружу, в подражание самому ¬елесу.

” западных слав€н встречаетс€ название ¬елеса-¬олоса, как Ђ¬олховецї; у восточных Ц Ђ¬олохї.

јмулеты в виде медвежьей или волчьей лапы, головы, а так же медвежью и волчью шерсть было прин€то вешать не на себ€, а в хлеву, чтобы скот приносил больше приплода и чтобы уберечь его от злых сил.

—огласно Ђхристианско-слав€нскому обычаюї, после крещени€ –уси, функции “Ємного Ѕога вз€ли на себ€ аж двое св€тых!

¬ народных веровани€х задачи ¬елеса по уходу за скотом Ђунаследовалї св. ¬ласий.

¬ день св. ¬ласи€, который частенько называют Ђкоровьимї или Ђволовьимї праздником, к этому св€тому обращаютс€ с просьбами: Ђ—в€тый ¬ласий! ƒай в дом на счастье гладких телушек, да толстых бычков!ї

¬плоть до середины ’IX века, если случалс€ падЄж скота, то икону св. ¬ласи€ обносили вокруг всего села трижды.

ƒо этого же времени сохран€лс€ праздник Ђ¬олоссеї или Ђ¬олосьеї - этот праздник справл€ли, чтобы скот был тучным, а лЄн Ц высоким.

≈сть ещЄ одно название этого же праздника Ц Ђƒень льн€ного волосаї или просто ЂЋьн€ной деньї.

ѕраздник приходитс€ на один из дней ћасленицы.

“€гловый скот в этот день получает Ђосвобождение от работї, ему несут вс€кую *вкусн€шку*, перестилают подстилку, вычЄсывают и лелеют.

ћолодЄжь развлекаетс€ объезжанием молодых лошадей или бычков, а люди постарше заготавливают к ночным ¬елесовым, пардон, ¬ласьим св€ткам много жирной, м€сной пищи, хот€ на масленичной неделе м€со есть ещЄ не положено.

Ќо готов€т столько, чтобы хватило и родне, и сосед€м, и гостю случайно зашедшему, и отнести на перекрЄсток дорог, чтобы удача спешила со всех сторон!

( стати, ѕовелител€ Ќави ещЄ величали ¬ластителем трЄх дорогЕ Ќу, да это € к слову!)

¬ этот день пекут оладьи. ѕекут, да приговаривают: Ђѕеку оладки, чтобы тЄлки были гладки!ї, а большие вареники, которые называют Ђволамиї или "валу€ми", обильно поливают сметаною или маслом, чтобы новорожденные хорошо сосали и молока хватало.

Ѕлины так же не оставались "пустыми". ¬ них заворачивали начинку из €йца, из творога, м€сную, овощную, круп€ную. «акатывали блины трубочкой и выкладывали по кругу. Ќазывалась така€ красота - "скиба", "скибочка".

¬торой св€той, которого мы знаем Ц св. Ќиколай.

ѕразднуют его 19 декабр€ по ст.ст. ѕрежде всего св. Ќиколай Ц покровитель охоты и лесных жителей, а уж только потом Ц —анта  лаус! ЂЌа Ќиколу и медведь в лесу Ц добрый хоз€ин!ї »нтересно, а почему такое совпадение?

ј ещЄ св. Ќиколай покровитель ростовщиков и вс€ческой торговли. ќп€ть совпадение? ј что тогда делать с ЂЌиколеной бородойї, которую оставл€ют на поле точно так же, как и Ђ¬олосовуї? ќставл€ют, да приговаривают: Ђ¬от волос ћиколе на бородку!ї

—ейчас уже можно спорить, откуда вз€лись смутные воспоминани€ о 9-ом дне и о 11 феврал€.   каким дн€м относ€тс€ ћалые ¬елесовы —в€тки, а к каким Ц Ѕольшие?

¬ пам€ти народной остались лишь особо пам€тные ¬елесовы дни: 22-25 декабр€, само собой Ц 31 декабр€; 2, 6 €нвар€ (Ќикола-зимний); 24 феврал€ (Ќикола-поворотник); 22 ма€ (Ќикола-вешник); 12 июл€ (¬ласий-косник); 18-20 августа (Ќиколина борода).

¬ –оссии Ђƒень охотникаї отмечают 2 окт€бр€, по странному стечению обсто€тельств в этот же день слав€не отмечали Ђ¬уков (¬олков) деньї, после чего начиналс€ охотничий сезон.

ј на одной весьма любопытной иконе р€дом со св. ¬ласием изображено загадочное существо с медвежьей головой.

ј кл€тву —в€тослава помните?

 л€лись воины и гневом ¬елеса, ибо гнев тот был страшен.

Ђ≈сли предам € кл€тву свою, то пусть стану золотом!ї Ёто не просто слова.

«олото Ц это то, чем безраздельно владеет Ѕог земных недр, ¬еликий «мей, ѕравитель Ќави.

‘актически обозначает эта кл€тва одно: Ђѕусть смерть мо€ будет безвременной, пусть стану € вечным рабом “Ємного бога!ї

ј, учитыва€ тот факт, что ¬елес был ещЄ и покровителем воинских доспеховЕ

—лишком глубоко ушЄл в подсознание культ ¬еликого Ѕога.

ћногое забылось, многое исказилось.

Ќо неужели мы не вспомним о том, что был этот ЂтЄмныйї, расчЄтливый, а иногда и тер€ющий разум бог, Ц покровителем поэзии и музыки?

 ому, как не тер€ющему разум, писать по ночам стихи и сливатьс€ в своих мечтах с текущей от лунного света музыкой?

Ђ„у ли воспети было, веще Ѕо€не, ¬елесов внучеЕї

top
Halida Rojkova

—трашно далеки стали мы от корней своих, в глубокой старине все €зыческие боги остались. ќчень интересно написано! ++++++++++

spe
ёли€ ƒворникова

—пасибо! —читаетс€, что боги будут жить, пока о них хоть кто-то помнит. ј уж верить-не верить, это дело сугубо личное!

spe
¬ладислав „ерных

¬от откуда идут наши традиции молитьс€ всем богам - раньше крещЄные €зычники, ныне православные коммунисты...

pro
“амара ћеркулова

ƒа, написано интересно. ’от€, когда € читаю подобные сказки и легенды, € иной раз думаю, что св€тые книги, в которые верит так или иначе три четверти человечества, тоже сборники подобных легенд, которым повезло чуть больше.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+