Между тем, образ Снегурочки достаточно молод – во всяком случае, в таком виде.
Правда, в русском фольклоре существует сказка, главная героиня которой носит такое имя, но к Деду Морозу она не имеет никакого отношения (впрочем, мифологический Мороз – воплощение грозной зимней стихии – тоже имеет мало общего с добрым новогодним старичком). В этой сказке Снегурочку лепят из снега и оживляют муж с женой, отчаявшиеся обзавестись детьми естественным путем. На некоторое время герои обретают родительское счастье, но увы – ненадолго: зима заканчивается, Снегурочке становится все тяжелее. В конечном итоге на праздник Купалы друзья-подруги зовут девушку прыгать вместе со всеми через костер – и она тает… Такая вот печальная сказка о бесплодной попытке «остановить колесо времени».
Вероятно, этот сюжет мог послужить одним из источников вдохновения для великого русского драматурга А.Н.Островского. Он написал свою сказку о Снегурочке – пьесу, которую он назвал «весенней сказкой». В сущности, это произведение развивает ту же тему – обреченность попытки «остановить время». Здесь это распространяется на человеческую жизнь: один из героев – Мизгирь – отказывается от своей невесты Купавы, живого, развивающегося человеческого существа, чья любовь уже входит в стадию безудержной женской страсти, ради «холодной» Снегурочки, навечно «застывшей» на стадии девичьей стыдливости. Это сопротивление естественным законам природы и приводит героя к гибели.
Сама же Снегурочка является носителей некоего противоречия: ее мать – Весна-Красна, а отец (не дед!) – Мороз. Противоположные стихии как бы «тянут ее в разные стороны», что нарушает равновесие и в природе: весна никак не может прийти на смену зиме. Но, живя с людьми, Снегурочка в конечном итоге выбирает человеческий путь – развитие, движение вперед, познание зрелой страсти – но это противоречит ее сущности, и она погибает – тает, восстанавливая тем самым равновесие в природе.
Вероятно, о такой философской глубине произведения А.Островского не задумывались педагоги конца XIX – начала XX вв., организуя детские рождественские праздники. Именно там появилась Снегурочка в качестве спутницы Деда Мороза – теперь уже доброго «рождественского деда», а не грозного языческого божества. А поскольку его называли «Дедом», дочь вполне логично превратилась во «внучку».
Про Деда Мороза и Снегурочку забыли после Октябрьской революции, но персонажи вернулись в 1935 г., когда официально разрешили праздновать Новый год, фактически занявший место Рождества. Первоначально Снегурочка представлялась маленькой девочкой, впоследствии ее стали представлять взрослой девушкой, что явно ближе к пьесе А.Островского.
В Костромской области, где – в усадьбе Щелыково – А.Островский писал свою сказку, Снегурочку считают своей, родной. В 2004 г. была разработана программа «Сказочная Кострома – родина Снегурочки». Каждый год костромская Снегурочка путешествует по России вместе с Дедом Морозом из Великого Устюга. Существует в Костроме и терем Снегурочки, где вместе с главной героиней посетителей встречают другие персонажи – Домовой, Кот Баюн. Главное украшение терема – Ледяная комната, где круглый год поддерживается низкая температура, благодаря чему не тают вырезанные изо льда предметы обстановки. Здесь можно даже пить из ледяных чаш.