icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 акова характеристика психологических тестов?

  • 1463
  • 1

 акова характеристика психологических тестов?

“есты, примен€емые сегодн€ психологами как в научных исследовани€х, так и в практическом консультировании, отличаютс€ разнообразием.  ак разобратьс€ во всЄм этом великолепии? „ем тесты могут отличатьс€ друг о друга, а в чЄм про€вл€етс€ их сходство?

ѕрежде всего, ко всем психологическим тестам, какими бы они ни были, предъ€вл€ютс€ одни и те же требовани€.

ќдно из таких требований Ц это стандартность. “ест должен быть стандартизированным. —тандартизаци€ теста проходит в три этапа. ѕервый этап Ц это создание единообразной процедуры, когда учитываетс€ всЄ (например, кратковременную пам€ть нельз€ изучать, когда мешают посторонние раздражители), разрабатываетс€ содержание и предъ€вление инструкции Ц т.е. как именно испытуемым будут объ€сн€ть, что от них требуетс€, сами тестовые задани€, а также то, как вли€ют на их выполнение ситуационные переменные (например, усталость). Ќа втором этапе разрабатывают, как будут оцениватьс€ результаты, показатели сравниваютс€ с нормой дл€ определЄнной группы (например, возрастной). » наконец, на третьем этапе определ€ют нормы выполнени€ этого теста дл€ людей разного возраста, пола, разных профессий и так далее.

ƒруга€ характеристика теста Ц это его надЄжность. ƒл€ проверки его одних и тех же испытуемых тестируют дважды с определЄнным временным интервалом и в одинаковых услови€х. ≈сли результаты будут сходными, следовательно, можно говорить о надЄжности теста.

≈щЄ одна важна€ характеристика Ц это валидность тестов. ќна подразумевает, что тест определ€ет и измер€ет именно то психическое свойство и качество, дл€ определени€ и измерени€ которого он создавалс€. ¬алидаци€ теста Ц процедура весьма сложна€, требующа€ времени, испытани€ далеко не на одной выборке испытуемых, причЄм параллельно то же самое свойство провер€етс€ посредством иных диагностических методик, уже доказавших свою надЄжность и валидность.

Ѕывает так, что тест надЄжен, но не валиден. Ёто подразумевает, что результаты измерени€ оказываютс€ достаточно точными, но вот какое именно психическое качество измер€ет данный тест Ц остаЄтс€ под вопросом. ¬ таких случа€х ставитс€ вопрос о валидации теста.

¬прочем, не все тесты, которые примен€ют психологи, считаютс€ валидными. “ак, например, нельз€ назвать таковым тест Ћеонгарда-Ўмишека, что не мешает исследовател€м, практикующим психологам и педагогам его примен€ть.

 роме соответстви€ всем этим общим характеристикам каждый тест принадлежит к какой-то определенной разновидности. —уществуют тесты способностей (например, интеллектуальные), тесты навыков и умений (скажем, прохождение лабиринта), воспри€ти€, опросники, есть тесты-мнени€, вы€вл€ющее отношени€ к кому-то или чему-то, проективные тесты, эстетические (когда вы€вл€ют предпочитаемые испытуемым рисунки, мелодии и другие эстетические объекты), ситуационные тесты (дл€ изучени€ поведени€ в определЄнных ситуаци€х), тесты-игры, а также физиологические тесты Ц Ё √, ЁЁ√Е да, и это психологи тоже примен€ют в своих исследовани€х, ведь психика не существует отдельно от организма!


deb
Ќаталь€ –еутова

да, все эти характеристики важны дл€ того, чтобы тест "работал" на задачу +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+