icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Какова характеристика психологических тестов?

  • 1292
  • 1

Какова характеристика психологических тестов?

Т
Тесты, применяемые сегодня психологами как в научных исследованиях, так и в практическом консультировании, отличаются разнообразием. Как разобраться во всём этом великолепии? Чем тесты могут отличаться друг о друга, а в чём проявляется их сходство?

Прежде всего, ко всем психологическим тестам, какими бы они ни были, предъявляются одни и те же требования.

Одно из таких требований – это стандартность. Тест должен быть стандартизированным. Стандартизация теста проходит в три этапа. Первый этап – это создание единообразной процедуры, когда учитывается всё (например, кратковременную память нельзя изучать, когда мешают посторонние раздражители), разрабатывается содержание и предъявление инструкции – т.е. как именно испытуемым будут объяснять, что от них требуется, сами тестовые задания, а также то, как влияют на их выполнение ситуационные переменные (например, усталость). На втором этапе разрабатывают, как будут оцениваться результаты, показатели сравниваются с нормой для определённой группы (например, возрастной). И наконец, на третьем этапе определяют нормы выполнения этого теста для людей разного возраста, пола, разных профессий и так далее.

Другая характеристика теста – это его надёжность. Для проверки его одних и тех же испытуемых тестируют дважды с определённым временным интервалом и в одинаковых условиях. Если результаты будут сходными, следовательно, можно говорить о надёжности теста.

Ещё одна важная характеристика – это валидность тестов. Она подразумевает, что тест определяет и измеряет именно то психическое свойство и качество, для определения и измерения которого он создавался. Валидация теста – процедура весьма сложная, требующая времени, испытания далеко не на одной выборке испытуемых, причём параллельно то же самое свойство проверяется посредством иных диагностических методик, уже доказавших свою надёжность и валидность.

Бывает так, что тест надёжен, но не валиден. Это подразумевает, что результаты измерения оказываются достаточно точными, но вот какое именно психическое качество измеряет данный тест – остаётся под вопросом. В таких случаях ставится вопрос о валидации теста.

Впрочем, не все тесты, которые применяют психологи, считаются валидными. Так, например, нельзя назвать таковым тест Леонгарда-Шмишека, что не мешает исследователям, практикующим психологам и педагогам его применять.

Кроме соответствия всем этим общим характеристикам каждый тест принадлежит к какой-то определенной разновидности. Существуют тесты способностей (например, интеллектуальные), тесты навыков и умений (скажем, прохождение лабиринта), восприятия, опросники, есть тесты-мнения, выявляющее отношения к кому-то или чему-то, проективные тесты, эстетические (когда выявляют предпочитаемые испытуемым рисунки, мелодии и другие эстетические объекты), ситуационные тесты (для изучения поведения в определённых ситуациях), тесты-игры, а также физиологические тесты – ЭКГ, ЭЭГ… да, и это психологи тоже применяют в своих исследованиях, ведь психика не существует отдельно от организма!

deb
Наталья Реутова

да, все эти характеристики важны для того, чтобы тест "работал" на задачу +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+