icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—ветлана Ўибунска€
≈да и кулинари€

 акое место занимает хлеб в кухне народов мира

  • 3448
  • 20

 акое место занимает хлеб в кухне народов мира

∆ить, чтобы есть или есть, чтобы жить? ¬от вопрос, который задают люди испокон веков, озадаченные философскими проблемами своего существовани€. ¬едь как говоритс€ в изречении: не хлебом единым жив человек. ≈щЄ в древнем –име народ требовал и хлеба и зрелищ. Ќо сейчас поговорим как раз о еде и, именно, о хлебе.

 огда-то, будучи ещЄ совсем маленькой, € обратила внимание на то, как пожила€ женщина подн€ла с дороги кусок хлеба, оборонЄнный ребЄнком, и тщательно сдув с него пыль положила на скамейку. я очень удивилась, потом мне бабушка-арм€нка объ€снила, что хлеб у нас в народе считаетс€ св€щенным, и поэтому не должен вал€тьс€ в пыли. » ещЄ много сказок и легенд рассказала она мне о хлебе. ¬от одна из них, котора€ восходит своими корн€ми в древние €зыческие времена: Ђ огда-то на свадьбе бога войны ¬аагна и богини любви јстхик присутствовал создатель неба и земли, бог всех богов, јрамазд. ќн положил на плечи невесты лаваш, а невеста оборонила его по дороге к дворцу и не заметила этого. “огда јрамазд расстроилс€ и отменил свадьбу со словами: Ђ“а, кто рон€ет хлеб на землю, недостойна называтьс€ женой и матерьюї. Ћаваш дл€ арм€н не только главный хлеб, но, как иногда кажетс€, и национальный Ђтотемї. ’леб, который арм€не употребл€ют в больших количествах, составл€ет основу всех основ арм€нской кухни, быта и существовани€ в целом. ’леб настолько уважаем в јрмении, что вместо того, чтобы говорить: ЂѕойдЄм естьї или ЂѕойдЄм обедатьї, говор€т: ЂѕойдЄм есть хлебї.

”чЄные полагают, что хлеб впервые по€вилс€ на свет около п€тнадцати тыс€ч лет назад. ѕервоначально, скорее всего, это была каша из зЄрен, которую по недосмотру слегка "прижарили" на огне, а, попробовав, стали печь лепЄшки из проваренных зЄрен, потом зЄрна научились смалывать в муку между двух камней и печь пресные лепЄшки, вот тогда и по€вилс€ хлеб подобный арм€нскому лавашу. ”поминани€ о хлебе и хлебопечении есть у древних египт€н в 4-5 тыс€челетии до нашей эры, причЄм они впервые использовали закваску дл€ получени€ кислого хлеба. ќни придавали хлебу разнообразные формы, выпекали с добавлением различных ингредиентов, молока, мЄда, жира. ¬ прин€той в ƒревнем ≈гипте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково Ч кружочком с точкой посредине.

” всех народов хлеб находитс€ на самом почЄтном месте. Ќеуважение к хлебу считаетс€ грехом. ѕрофесси€ хлебопЄка была самой уважаемой, в древней √реции, например, они могли занимать самые высокие государственные посты, а в древнем –име пекарю Ёвризаку воздвигли 13 метровый монумент-надгробие, который сохранилс€ и по сей день. Ќа хлебе мастера-хлебопеки ставили различные знаки рода или семьи, котора€ вела традицию хлебопечени€. ¬ древней √реции хлеб считалс€ самосто€тельным блюдом, и чем зажиточней был хоз€ин дома, тем щедрее угощал он своих гостей белым хлебом.

¬ –оссии издавна хлеб почитали как живое существо, обраща€сь к нему со словами: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. ќ хлебе слагали гимны, легенды, песни, поговорки. — малых лет детей учили ценить и беречь хлеб, неуважение к хлебу глубоко порицалось, считалось грехом и оскорблением. ƒорогих и желанных гостей и поныне встречают хлебом с солью. —вадебным караваем благословл€ют молодых на счастливую совместную жизнь в любви и достатке.  ачество и сорт хлеба всегда определ€ли социальный статус человека в обществе. Ѕедн€ки и средний класс довольствовались черным хлебом из овс€ной, ржаной или €чменной муки, а богатые предпочитали белый пшеничный хлеб с добавлением молока €иц и масла.

’леб был незаменим и на ¬остоке. ” богатых он шЄл как об€зательное дополнение к основным блюдам, а у бедных он сам €вл€лс€ главным блюдом. ¬ »ндии преступникам в зависимости от т€жести преступлени€ не давали хлеб в пищу определЄнное врем€, а в »ране, хлеб признан божьей милостью и €вл€етс€ религиозной пищей. ƒл€ ”збекистана хлеб с древнейших времЄн €вл€етс€ св€щенным. “акого разнообрази€ и изумительного вкуса узбекские лепешки достигли только благодар€ большому почитанию и любви народа к этой еде. ЋепЄшки никогда не режут ножом, только отламывают руками, причЄм класть лепЄшку вниз Ђлицомї запрещено - это считаетс€ непочтительным по отношению к хлебу.

¬ ≈вропе хлеб также входит в основное меню жителей. —огласно французским законам даже сама€ маленька€ деревн€ должна быть обеспечена свежим хлебом каждый день. Ќи один француз не мыслит свой завтрак без свежих круассанов и багетов. “ак же как и основа любого завтрака в √ермании Ч хлеб и булочки. ” Ўвейцарцев самое известное блюдо, употребл€емое с хлебом, Ц это фондю. ѕричЄм, самый древний в ≈вропе хлеб пекли на территории швейцарского Ѕильского озера, и датируетс€ он 3,5 тыс€чами годами до нашей эры. — развитием городов и увеличением потребности в хлебе, во всех, даже небольших поселени€х, стали создаватьс€ цеха по выпечке хлеба. √ильдии хлебопЄков имели свои жЄсткие нормы контрол€ за качеством хлеба. ћастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколени€ в поколение.

’леб Ц уникальный продукт. Ќа черном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба дл€ здоровь€. «Єрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохран€ют свою активность. ≈го питательна€ ценность и вкусовые качества не пропадают в течение длительного времени. —ухари из хлеба могут хранитьс€ долго и стать незаменимыми в походах, мореплавании, зимовках. ¬ военное врем€ сухар€м отдавали предпочтение дл€ снабжени€ войск, посто€нно наход€щихс€ в передвижени€х, да и в мирное врем€ в армейской кухне об€зательно должен хранитс€ запас сухарей.


deb
≈лена ’ламова

ќй, как интересно. —ветлана, ¬ашу статью тоже нужно добавить в энциклопедию дл€ детей.+

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+