В сущности, подобные модели преследуют две цели: во-первых, родительское удобство, которому должно служить послушание ребенка, во-вторых, родительское самолюбие, которое призваны тешить его успехи – ведь так приятно хвастаться ими перед знакомыми! За всеми этими целями отступает на второй план сам ребенок. Способен ли он быть отличником в школе? Строго говоря, на это вообще мало кто способен, учитывая объемы материала – в современных условиях невозможно быть одинаково успешным и в физике, и в рисовании, и в физической культуре. Сможет ли он быть первым во всех областях деятельности, которые вы для него определили, да и будет ли лежать ли к ним душа? А идеально послушных детей вообще не бывает – у каждого человека есть свои желания, которые неизбежно вступают в противоречие с требованиями других людей, да и через возрастные кризисы проходят все дети.
Строить планы относительно того, каким мы хотим видеть ребенка, небезопасно. Живой человек все равно не будет соответствовать тому, что мы себе навоображаем, а несоответствия реальности своим идеальным планам родители не прощают. Вот и растет маленький человек – не отличник, не чемпион, не лауреат – не понимая, за что отвергают его самые близкие люди. Из такого отвержения вырастают невротические расстройства, с которыми потом приходится разбираться психотерапевтам. Впрочем, вырастают они и из родительских «розовых очков», когда папа и мама неспособны соразмерить воображаемые успехи своего чада с успехами реальными.
Единственная область воспитания, в которой мы можем планировать будущее наших детей – это воспитание нравственное. Мы не можем решить за ребенка, насколько он будет способным в музыке или математике, в какой профессии реализует себя – но в нашей власти определить, каким он будет человеком. Первое, чему мы должны научить наших детей – быть добрыми, и уберечь их от опаснейшего заблуждения – отождествления доброты со слабостью. Мы хотим, чтобы наши дети с малолетства усвоили чувство долга и его естественное следствие – ответственность. Мы должны научить их обходительными – пусть они будут холодно вежливыми и даже презрительно вежливыми, но все же вежливыми. Честность и почтение к закону кажутся чем-то настолько само собой разумеющимся, что мы даже не вспоминаем об этом, задумываясь о будущем облике наших детей – но нет такого родителя, который хотел бы видеть сыновей и дочерей преступниками.
И, конечно, мы хотим передать им два основополагающих ориентира, выросших из древнего понятия рода – семью и родину. Именно восприятие того и другого как ценности позволит нашим детям почувствовать за своей спиной поддержку множества поколений и ощутить единство с современниками…и с нами, конечно – ведь именно любовь к родителям становится для человека первой «школой любви».