icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Техника и Интернет

Какими были первые корабли?

  • 1836
  • 0

Какими были первые корабли?

В
Вода… отношение к этой стихии у человека всегда было двойственным. С одной стороны, её побаивались – недаром даже в преданиях позднейших времён водяной представляется более мрачным и опасным персонажем, чем тот же леший. В то же время – вода вызывала благоговейное отношение. Считалось, что она может «взять» болезни, разоблачить преступника (отсюда – выражение «вывести на чистую воду»). И это неудивительно: ведь ещё в глубокой древности человек осознал, что без воды нельзя жить! С другой стороны – вода представляла собой весьма опасную стихию…

И всё-таки эта стихия была освоена: из препятствия реки и моря постепенно превратились в «каналы связи»! Как это произошло?

У финикийцев существовала легенда, рассказывающая об этом. Некий дровосек по имени Ус рубил деревья недалеко от моря – и вдруг начался лесной пожар. Несчастный понял, что отступать ему некуда… кроме моря. Значит, либо сгореть – либо утонуть? Последняя перспектива, очевидно, показалась Усу менее пугающей – он взял бревно и бросился в море, держась за него… и поплыл на нём!

Вполне вероятно, что именно так и выглядело первая победа человека над водной стихией: какой-то случай помог обнаружить, что дерево легче воды, что держась за него, не утонешь… Вот только плавать на одном бревне не очень-то удобно, а вот если связать между собой несколько брёвен – получается поверхность, на которой можно относительно удобно устроиться.

Так появился плот, который, по-видимому, и является древнейшим плавсредством. Вот только управлять им нельзя – а полагаться только на течение рискованно… и вот – кому-то приходит мысль «оседлать» ветер. У плота появляется парус. Такие плоты ещё застали конкистадоры, грабившие Новый Свет в эпоху Великих географических открытий – инки называли плоты паэ-паэ.

Насколько далеко можно было уплыть на плоту с парусом? Норвежский путешественник и антрополог Тур Хейердал с пятью спутниками в 1947 году пересёк на таком «судне» Тихий океан. Он намеревался тем самым обосновать свою гипотезу о том, что предки современных полинезийцев в древности приплыли в Полинезию из Южной Америки. Не ставя под сомнение подвиг этих людей, следует заметить, что считать этот эксперимент полностью «чистым» всё-таки нельзя – ведь у них было многое, чего не могло быть у древних мореплавателей: у них был компас, у них были консервы, которые не занимают много места и долго не портятся, таблетки для опреснения воды, а главное – у них были знания об океанских течениях, ветрах, рифах… Древнему мореплавателю пришлось бы разведывать это всё с нуля – следовательно, доплыть мог в лучшем случае один из десяти отплывших… и вряд ли у него были шансы вернуться, чтобы поделиться опытом с соплеменниками, оставшимся в Южной Америке. Было ли тогда достаточно людей, чтобы после такого «естественного отбора» осталось, кому дать начало народу на новом месте?

Впрочем, всё ведь должно было с чего-то начаться! Может, плот под парусом и кажется нам сегодня примитивным и ненадёжным – но именно с него начиналась история мореплавания.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+