icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
«доровье и красота

 акие существуют варианты теста –озенцвейга?

  • 2601
  • 4

 акие существуют варианты теста –озенцвейга?

ѕ
ѕрежде чем говорить о тесте –озенцвейга, нам придЄтс€ разобратьс€ с таким психологическим пон€тием, как фрустраци€ Ц поскольку на еЄ исследовании этот тест и основываетс€.

„то такое фрустраци€? Ёто психическое состо€ние, которое мы переживаем при невозможности (реальной или прогнозируемой) удовлетворить ту или иную потребность. “акое состо€ние всегда сопровождаетс€ негативными эмоциональными переживани€ми, будь то кратка€ вспышка гнева (Ђхочетс€ Ђрвать и метатьї) до зат€жного состо€ни€, когда с чувством разочаровани€ человек живЄт мес€цы и даже годы.

‘рустрации бывают разными Ц от глобальных потерь (смерть близкого человека) до мелких бытовых неудач (не удалось купить ту вещь, которую хотелось). Ќо характер реагировани€ на такие ситуации определ€етс€ не только их масштабом, но и индивидуальными особенност€ми личности.

¬от это €вление и исследовал досконально американский психолог —аул –озенцвейг. ќн св€зывал переживание фрустрации с защитой организма, в которой выдел€л три уровн€:

- клеточный (иммунологический) Ц защита от инфекций;

- автономный Ц защита от физической агрессии; здесь уже выдел€ютс€ кроме биологических реакций (описанна€ √.—елье стресс-реакци€, котора€ действует и на предыдущем уровне) реакции психологические: страх, €рость, гнев;

- высший (кортикальный) уровень Ц защита от психологической агрессии; здесь уже можно говорить о фрустрации как таковой.

‘рустраци€ Ц по –озенцвейгу Ц бывает двух видов: первична€ (невозможность удовлетворени€ потребности) и вторична€ (наличие преп€тствий и противодействий на пути к удовлетворению). “ак, если вы не можете утолить голод потому, что нечего есть Ц это первична€ фрустраци€, если вы не можете поесть потому, что кто-то к вам пришЄл и вы вынуждены отложить обед, чтобы зан€тьс€ этим посетителем Ц это вторична€.

Ќо какой бы ни была фрустраци€, она вызывает реакции двух типов:

- реакци€ продолжени€ потребности (удовлетворить потребность несмотр€ на преп€тстви€);

- реакции защиты Ђ€ї.

¬от именно последние и исследуютс€ в тесте —.–озенцвейга.

ѕосмотрим теперь, как выгл€дит этот тест.

»спытуемому показывают поочерЄдно 24 картинки, на которых один из персонажей так или иначе срывает планы другого. ¬от клиент пришЄл забрать пальто из химчистки Ц а ему говор€т, что придЄтс€ подождать до обеда, когда придЄт заведующий; вот библиотекарь не разрешает читателю вз€ть три книги, поскольку по правилам положено брать не больше двух и т.п. Ц такие ситуации называютс€ Ђэгоблокинговымиї. ј на некоторых картинках ситуации ещЄ острее Ц там один человек обвин€ет другого: Ђ¬ы лжец! » вы это знаете!ї, Ђ— человеком, которого вы обидели, случилось несчастье, и он лежит в больницеї Ц суперэгоблокинговые ситуации. Ќо в любом случае на картинке обозначена реплика только одного из действующих лиц Ц а испытуемый должен ответить за другого участника событий, поставив себ€ в такую ситуацию.

Ќар€ду с вариантом дл€ взрослых, существует и вариант теста дл€ детей. ќн содержит меньшее число картинок (всего 15) и ситуации там представлены типично детские: учитель Ђпоймалї школьника на списывании, ребЄнок смотрит телевизор Ц а мама напоминает, что пора спать и т.п. “акой вариант примен€етс€ дл€ детей от 4 до 13 лет, начина€ с 15 примен€етс€ Ђвзрослыйї вариант, а с 13-15-летними вполне подход€т оба варианта.

ќбработка результатов этого теста Ц процедура очень сложна€, так что назовЄм лишь некоторые принципы. ѕрежде всего, ответы подраздел€ютс€ на три типа:

- экстрапунитивные: испытуемый обвин€ет других людей и внешние преп€тстви€, про€вл€€ агрессию;

- интрапунитивные: самообвинение, сопровождающеес€ угрызени€ми совести;

- импунитивные: испытуемый не обвин€ет никого (Ђ“ак уж получилосьї, ЂЌичего не поделаешьї и т.п.)

 роме того, выдел€ютс€ три типа реагировани€:

- преп€тственно-доминантные (внимание испытуемого фиксируетс€ на преп€тствии, мешающем удовлетворению потребности) Ц говорит о впечатлительности, склонности к сочувствию, а также о фрустрации, переживаемой самим испытуемым;

- эго-защитные (фиксаци€ на собственном Ђ€ї Ц либо признание, либо отрицание собственной вины) Ц говорит о неуверенности, низком уровне самообладани€;

- необходимо-упорствующие (фиксаци€ на способах разрешени€ конфликтной ситуации) Ц говорит о самосто€тельности, о способности адекватно воспринимать ситуации.

», наконец, главное: ни в коем случае не пытайтесь провести этот тест самосто€тельно! ќбратитесь к специалисту.


deb
Ћюдмила —еребр€кова

других людей и внешни≈ преп€тстви€. ѕопробуйте исправить. ћатериал интересный и дает достаточно информации об этом удивительном тестировании.Ќо уж очень хочетс€ самому сделать выводы... +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+