icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Здоровье и красота

Какие существуют варианты теста Розенцвейга?

  • 2341
  • 4

Какие существуют варианты теста Розенцвейга?

П
Прежде чем говорить о тесте Розенцвейга, нам придётся разобраться с таким психологическим понятием, как фрустрация – поскольку на её исследовании этот тест и основывается.

Что такое фрустрация? Это психическое состояние, которое мы переживаем при невозможности (реальной или прогнозируемой) удовлетворить ту или иную потребность. Такое состояние всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями, будь то краткая вспышка гнева («хочется «рвать и метать») до затяжного состояния, когда с чувством разочарования человек живёт месяцы и даже годы.

Фрустрации бывают разными – от глобальных потерь (смерть близкого человека) до мелких бытовых неудач (не удалось купить ту вещь, которую хотелось). Но характер реагирования на такие ситуации определяется не только их масштабом, но и индивидуальными особенностями личности.

Вот это явление и исследовал досконально американский психолог Саул Розенцвейг. Он связывал переживание фрустрации с защитой организма, в которой выделял три уровня:

- клеточный (иммунологический) – защита от инфекций;

- автономный – защита от физической агрессии; здесь уже выделяются кроме биологических реакций (описанная Г.Селье стресс-реакция, которая действует и на предыдущем уровне) реакции психологические: страх, ярость, гнев;

- высший (кортикальный) уровень – защита от психологической агрессии; здесь уже можно говорить о фрустрации как таковой.

Фрустрация – по Розенцвейгу – бывает двух видов: первичная (невозможность удовлетворения потребности) и вторичная (наличие препятствий и противодействий на пути к удовлетворению). Так, если вы не можете утолить голод потому, что нечего есть – это первичная фрустрация, если вы не можете поесть потому, что кто-то к вам пришёл и вы вынуждены отложить обед, чтобы заняться этим посетителем – это вторичная.

Но какой бы ни была фрустрация, она вызывает реакции двух типов:

- реакция продолжения потребности (удовлетворить потребность несмотря на препятствия);

- реакции защиты «я».

Вот именно последние и исследуются в тесте С.Розенцвейга.

Посмотрим теперь, как выглядит этот тест.

Испытуемому показывают поочерёдно 24 картинки, на которых один из персонажей так или иначе срывает планы другого. Вот клиент пришёл забрать пальто из химчистки – а ему говорят, что придётся подождать до обеда, когда придёт заведующий; вот библиотекарь не разрешает читателю взять три книги, поскольку по правилам положено брать не больше двух и т.п. – такие ситуации называются «эгоблокинговыми». А на некоторых картинках ситуации ещё острее – там один человек обвиняет другого: «Вы лжец! И вы это знаете!», «С человеком, которого вы обидели, случилось несчастье, и он лежит в больнице» – суперэгоблокинговые ситуации. Но в любом случае на картинке обозначена реплика только одного из действующих лиц – а испытуемый должен ответить за другого участника событий, поставив себя в такую ситуацию.

Наряду с вариантом для взрослых, существует и вариант теста для детей. Он содержит меньшее число картинок (всего 15) и ситуации там представлены типично детские: учитель «поймал» школьника на списывании, ребёнок смотрит телевизор – а мама напоминает, что пора спать и т.п. Такой вариант применяется для детей от 4 до 13 лет, начиная с 15 применяется «взрослый» вариант, а с 13-15-летними вполне подходят оба варианта.

Обработка результатов этого теста – процедура очень сложная, так что назовём лишь некоторые принципы. Прежде всего, ответы подразделяются на три типа:

- экстрапунитивные: испытуемый обвиняет других людей и внешние препятствия, проявляя агрессию;

- интрапунитивные: самообвинение, сопровождающееся угрызениями совести;

- импунитивные: испытуемый не обвиняет никого («Так уж получилось», «Ничего не поделаешь» и т.п.)

Кроме того, выделяются три типа реагирования:

- препятственно-доминантные (внимание испытуемого фиксируется на препятствии, мешающем удовлетворению потребности) – говорит о впечатлительности, склонности к сочувствию, а также о фрустрации, переживаемой самим испытуемым;

- эго-защитные (фиксация на собственном «я» – либо признание, либо отрицание собственной вины) – говорит о неуверенности, низком уровне самообладания;

- необходимо-упорствующие (фиксация на способах разрешения конфликтной ситуации) – говорит о самостоятельности, о способности адекватно воспринимать ситуации.

И, наконец, главное: ни в коем случае не пытайтесь провести этот тест самостоятельно! Обратитесь к специалисту.

deb
Людмила Серебрякова

других людей и внешниЕ препятствия. Попробуйте исправить. Материал интересный и дает достаточно информации об этом удивительном тестировании.Но уж очень хочется самому сделать выводы... +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+