Вампиры далеко не всегда были так привлекательны, как Роберт Паттинсон, Катрин Денев или Брэд Питт, в свое время засветившийся в киношедевре «Интервью с вампиром». Словом «вампир» (которое, кстати, пришло к нам из венгерского языка) во времена оны называли нежить, встающую из могил, чтобы пить кровь живых, и имеющую облик ожившего трупа. Это вам не опереточный монстр в черном плаще с красной подкладкой, которым разве что детей пугать.
Первый известный труд, посвященный вампирам, датируется 1645 годом. Это "De Graecorum hodie quirundam openationabus", его автором был некий Леоне Алацци, хранитель библиотеки папы Александра VI. В своем трактате Алацци описывает кровососущих монстров, худых и бледных, пока они не напитались кровью, и румяных, с глазами, наполненными кровью - когда отобедали. Но еще более впечатляющим в своей омерзительности является образ вампира из книги Филиппа Рора «Masticatione Mortuorum» («О Мертвом Жевании», датируется 1679 годом). Согласно Рору, вампир – это живой мертвец, возлежащий в могиле и пережевывающий собственную мертвую плоть или зловонную землю, чтобы потом сеять чуму. По словам Филиппа Рора, могилу вампира можно было легко обнаружить по чавкающим звукам, доносящимся из-под земли.
Вообще, легенды о вампирах и им подобных сущностях живут много веков и есть они почти во всех мифологических традициях, у разных народов. Свои упыри и упырицы были и в Западной Европе, и у коренного населения Америки, и у славян. Родиной вампиров и, соответственно, легенд о них, сейчас принято считать Восточную Европу. Думается, не последнюю роль здесь сыграл Брэм Стокер и его роман «Дракула». В нем ирландский писатель превратил господаря средневекового княжества Валахия Влада Цепеша в монстра, который спит в гробу и ночами выходит из замка, чтобы напиться крови. Можно тут еще кстати вспомнить и венгерскую графиню-чудовище Эржебет Батори, которая купалась в крови красивых молодых девушек, чтобы продлить собственную молодость. Молва приписывала ей и вампиризм, и лесбийские наклонности, кое-кто поговаривал о связи «чейтской твари» с самим Дьяволом. А мрачный господин в капюшоне, скрывавшем лицо, которого слуги иногда видели в замке Батори, вроде был воскресшим Владом Дракулой. Да-да, тем самым, творившим в свое время черные дела в соседней Валахии.
В конце 17-го века в Европе, терзаемой серией эпидемий, возникла настоящая вампирская истерия. Лихорадочным поиском и уничтожением вампиров занимались и в Пруссии, и в Венгрии, и в Сербии, и в Румынии. В то время рассказы о вампирах мелькали даже в официальных донесениях и газетных новостях. Большинство «задокументированных» и «абсолютно достоверных» сообщений о вампирах относятся именно к этому периоду.