icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
«доровье и красота

 акие рисуночные тесты можно проводить с ребЄнком?

  • 2501
  • 3

 акие рисуночные тесты можно проводить с ребЄнком?

–исуночные тесты принадлежат к категории проективных Ц т.е. таких, где задание не имеют однозначных Ђправильныхї решений, и потому личность испытуемого про€вл€ет себ€ особенно отчЄтливо. ќни привлекают своей простотой: не нужно никакого особенного материала (типа карточек с картинками) Ц только бумага и карандаш, их легко провести с ребЄнком, который даже не умеет ещЄ читать Ц и ребЄнок не будет понимать, что его ЂисследуютїЕ “акие тесты надЄжнее примен€ть к дет€м Ц во вс€ком случае, к не умеющим читать Ц ещЄ и потому, что они не знают их интерпретации (в то врем€ как взрослые зачастую оказываютс€ Ђподкованнымиї на предмет того, как толкуетс€ тот или иной тест Ц и это может исказить результаты).

Ќо с другой стороны Ц такие тесты и наиболее сложны: тут нельз€ подсчитать количество ответов Ђдаї и Ђнетї на такие-то вопросы Ц придЄтс€ всматриватьс€, вдумыватьс€, а главное Ц знать, что могут означать те или иные детали (это всЄ проверено психологами на множестве испытуемых Ц так что довер€ть инструкци€м можно).

ѕрежде чем говорить о конкретных тестах, назовЄм некоторые общие правила:

- выбирайте момент, когда ребЄнок в спокойном, ровном настроении; если ребЄнок подавлен, или возбуждЄн, или только что произошЄл конфликт Ц рисунок будет отражать не устойчивое положение вещей, а текущую ситуацию; не следует и отрывать ребЄнка от другого зан€ти€, если именно сейчас он рисовать не расположен.

- во врем€ рисовани€ наблюдайте за ребЄнком незаметно (не Ђстойте над душойї);

- не подсказывайте, не поправл€йте (Ђты забыл нарисовать бабушкуї, Ђпочему у папы нет ушейї и т.п.) Ц иначе пропадут те самые детали, которые несут главную смысловую нагрузку;

- не обсуждайте с ребЄнком результаты теста: то, что вы узнали Ц это информаци€ к размышлению дл€ васЕ и тем более Ц не ругайте ребЄнка за то, что вам удалось о нЄм узнать (особенно опасно в этом плане обвинение: Ђты не любишьЕї).

—амый известный тест такого рода Ц Ђ–исунок семьиї. »нструкци€ очень проста€: ребЄнку предлагают нарисовать свою семью Ц не дава€ никаких дополнительных инструкций, не перечисл€€, кого и как он должен нарисовать.  огда рисунок закончит Ц попросите ребЄнка объ€снить, кто есть кто Ц и после этого можно оценивать результаты.

1. –азмер фигур: чем больше человек Ц тем он авторитетнее дл€ ребЄнка. ƒети с завышенной самооценкой рисуют себ€ крупнее взрослых членов семьи, и наоборот Ц ребЄнок с заниженной самооценкой рисует себ€ преувеличенно маленьким, в уголочке.

2.≈сли кто-то из членов семьи отсутствует Ц либо ребЄнок его ненавидит (так, часто дети Ђзабываютї нарисовать брата или сестру, если ревнуют родителей к ним) или с этим человеком у ребЄнка нет эмоционального контакта. »ногда дети придумывают объ€снени€, почему не нарисовали такого-то человека (Ђбратик ещЄ маленький Ц он не может сидеть за столомї) Ц учитывать это не стоит: нет Ц значит, нет.

3.–ебЄнок не изобразил самого себ€ Ц значит, чувствует себ€ отвергаемым, Ђотторгнутымї от семьи, Ђлишнимї.

4.–ебЄнок изобразил одного себ€, Ђзабывї всех остальных Ц либо это признак завышенной самооценки, либо ребЄнок не ощущает себ€ Ђединым целымї с семьЄй.

4.Ќа рисунке Ц придуманный член семьи или домашнее животное, которого нет в действительности: близкие не удовлетвор€ют потребность ребЄнка в любви и ласке.

5.–ассто€ние между фигурами свидетельствует об эмоционально близости между этими людьми.

6.ќбратите внимание на части тела персонажей: персонаж без ушей Ц это человек, Ђне слышащийї окружающих, игнорирующий то, что ему говор€т; человек с большим ртом Ц источник угрозы (тот, кого ребЄнок боитс€), человека, нарисованного с большой головой, ребЄнок считает умным, с длинными руками и большим количеством пальцев на руках Ц сильным (и наоборот). „еловека, изображЄнного с большими глазами, ребЄнок воспринимает как тревожного и беспокойного, с маленькими (в виде точек или щЄлочек) Ц как замкнутого.

7.ќбилие мелких деталей (пуговицы, шарфы и т.п.) говорит о множестве запретов.

ћенее известен рисуночный тест Ђ„еловек под дождЄмї Ц он говорит о том, как человек реагирует на проблемы и стрессовые ситуации (можно провести такой тест не только с ребЄнком, но и со взрослым).

ѕредложите нарисовать человека, а потом Ц того же самого человека под дождЄм и посмотрите, как изменилс€ рисунок:

1.‘игура человека смещена в верхнюю часть Ц тенденци€ к уходу от реальности.

2.„еловек изображЄн уход€щим или с высоты птичьего полЄта Ц стремление избегать непри€тностей.

3.ѕод дождЄм фигура человека увеличена Ц склонность мобилизоватьс€ при столкновении с трудност€ми, уменьшена Ц стремление искать помощи у окружающих.

4. ќдежда: чем еЄ больше Ц тем выше потребность в дополнительной защите. Ќа то же самое указывают дополнительные предметы, которые человек держит в руках: сумочка, зонт и проч. ќсобо следует сказать о зонтике: купол его обозначает материнское начало, ручка Ц отцовское, соответственно, по размеру этих деталей можно узнать, в чьей поддержке Ц матери или отца Ц больше нуждаетс€ ребЄнок.

5. ак изображЄн дождь: линии или крупные, закрашенные капли Ц трудна€ ситуаци€ воспринимаетс€ как посто€нна€, в виде мелких редких капель Ц как временна€ и преодолима€.

–исуночных тестов достаточно много Ц и невозможно описать все в одной статье: ЂЌарисуй человекаї, Ђƒом-дерево-человекї, ЂЌесуществующее животноеї, ЂЌеобитаемый островї и др.


deb
≈лена “репель

+ ќчень интересно! Ќарисовала человека под дождем и больше узнала о себе)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+