icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Растения

Какие растения используют в фантастике как прототипы?

  • 583
  • 3

Какие растения используют в фантастике как прототипы?

К
Когда читаешь фантастику, невольно приходит мысль – чего только ни создает человеческое воображение, кажется, что все эти измышления не имеют ничего общего с реальностью… но стоит отложить фантастический роман и заглянуть в научную книгу – и тут же выясняется: писатели ничего не придумывают, разве что немного преувеличивают. Блестящий пример тому – фантастические растения.

Начнем с А.С.Пушкина… вы думаете, Александр Сергеевич не писал фантастику? Ошибаетесь! Более того, одно его фантастическое произведение вы наверняка заучивали наизусть в школе. Вспомните:

«В пустыне чахлой и скупой,

На почве зноем раскаленной…»

Вы, конечно, узнали стихотворение «Анчар», которое с точки зрения ученого-ботаника можно смело назвать научной фантастикой: научной – потому, что анчар действительно существует, это дерево растет в Индии, Бирме, в Малайзии, а фантастикой – потому, что ядовитость его сильно преувеличена. Справедливости ради следует заметить, что славу «суперотравителя», к которому ничто живое не может приблизиться на расстояние брошенного камня, анчару создал не А.С.Пушкин – поэт лишь опирался на распространенное в то время представление об анчаре, возникновению которого поспособствовал голландский ботаник Румфий, живший в XVIII веке. Этот исследователь несколько лет прожил в Малайзии и очень хотел узнать секрет яда, которым смазывали свои стрелы местные жители. Те рассказали ему об анчаре – и именно на этом рассказе основывал свое описание ученый. Сам он исследовать анчар не решился – видимо, поверил рассказам туземцев (надо полагать, они преувеличили опасность анчара, поскольку не были расположены делиться с европейцем всеми своими тайнами). Млечный сок анчара действительно ядовит, но никаких смертоносных испарений дерево не выделяет.

Пушкинское стихотворение – замечательный пример того, как благодаря непроверенным данным, распространяемым безответственными исследователями, вполне реальное растение может под пером писателя превратиться в фантастического монстра. Довольно долго одной из любимых тем фантастов были растения-людоеды.. впрочем, о них писали не только в фантастических рассказах, но и в газетных публикациях, претендующих на правдивость. Так, некий голландский врач Ферш (да, снова голландец!) опубликовал в английском журнале статью о дереве, под которым находили скелеты людей, покрытые его огромными листьями. Якобы людей привлекал одурманивающий аромат плодов и листьев этого дерева – под воздействием этого природного наркотика люди теряли разум и даже не пытались сопротивляться, когда листья покрывали их и пожирали…

Россказни о южноамериканском дереве-людоеде воскресли в 30-х гг. ХХ века после войны между Парагваем и Боливией. Расставить точки над i решил ботаник Блоссфельд – ученый более серьезный, чем Ферш. Ему удалось выяснить, что в Южной Америке действительно растет дерево с листьями длиною больше метра – его научное название Philodendron bipinnatifidum. Никаких наркотических веществ в нем нет, но людей оно действительно привлекает: растет оно в пустыне, а его огромные листья дают замечательную тень, да и сочная мякоть плодов годится в пищу и утоляет жажду. Во время военных действий под ним вполне могли прятаться раненые – там они и умерли, и именно их скелеты нашли потом под листьями.

Но фантастические растения – удел не только безответственных журналистов, добросовестные писатели тоже придумывают их. Так, весьма удачно вышли у Кира Булычова кустики с Альдебарана в повести «Девочка с Земли»: эти загадочные растения, принесенные профессором Селезневым на «Пегас», бегали по всему кораблю, пока Алиса не догадалась их полить. Оказалось, что таким образом они приспособились к засушливому климату родной планеты, выработав способность перемещаться в поисках воды. Не исключено, что эту идею подсказали писателю растения, собирательно именуемые перекати-поле: качим метельчатый, синеголовник плосколистный, котовник мелкоцветковый, колючник обыкновенный, чистец византийский и некоторые другие. Все эти растения произрастают в пустынных и степных засушливых районах (совсем как те кустики с Альдебарана). Бегать в поисках воды они, конечно, не могут, но после отмирания, высыхая, образуют шарообразную структуру, которую легко подхватывает ветер, и она перекатывается по полю, как мяч – так растения распространяют свои семена, и в этом смысле они действительно «перемещаются».

Образ перекати-поля использовали и авторы американского фантастического сериала «За гранью возможного»: в эпизоде «Крик тишины» героев преследует перекати-поле, одержимое какой-то таинственной энергией. Местный житель рассказывает, что растение взбесились после того, как здесь побывала «летающая тарелка»… что ж, американские фантасты всегда были склонны к поиску врагов!

И если уж говорить о растениях-врагах, конечно, нельзя не вспомнить «День триффидов» Дж.Уиндема. В этом романе и поставленных по нему фильмах планету атакуют страшные трехметровые шагающие растения, выведенные в Советском Союзе (откуда же еще монстрам браться!), способные питаться и через корни, как обычные растения, и насекомыми, а главное – людьми, к тому же, обладающие интеллектом (вот это почему-то всегда особенно пугает американскую публику!). Можно ли найти какую-то реальную параллель этим фантастическим созданиям?

Представьте себе, что и можно! Правда, тут придется сделать некоторое уточнение: существо, о котором пойдет речь, сейчас растением не считается – таких, как оно, ученые выделили в отдельное царство протистов, но на момент написания романа такое царство еще не выделялось, и существо это причисляли к животным, но признавали за ним черты растения – нечто вроде «переходного этапа». Существо это отнюдь не трехметрового роста – не более 60 микрометров – и принадлежит она к числу растительных жгутиконосцев. Речь идет об эвглене зеленой. У этой веретеновидной красавицы имеются хлоропласты – органеллы, содержащие хлорофилл, так что она способна к фотосинтезу (т.е. может питаться, как растения). Ели же эвглена долго пребывает в темноте, когда фотосинтез невозможен, она начинает питаться, подобно, животному (правда,в отличие от триффидов, она никого не убивает, а поглощает органические вещества, растворившиеся в воде после смерти и разложения других организмов – так что она скорее «падальщица», чем «хищница»). А вот передвигаться эвглена способна – конечно, не шагать, как триффиды, а плавать с помощью жгутика.

spe
Юлия Дворникова

Статье и автору - +++! Прочла с удовольствием, легко и очень "зримо" написано!

mas
Марк Блау

Очень интересно написано. А я, думая над темой, ничего кроме папоротника, который в повести Н.Гоголя цветет, не придумал!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+