Психологические беседы и тестирования проводятся с обязательным выполнением важного условия - они должны быть игровой или занимательной формы, непринужденного характера. При необходимости, разрабатывается индивидуальный план психологической реабилитации одного ребенка или группы детей. Например, для установления доброжелательной и дружественной атмосферы в классе после ссоры между несколькими учениками, педагог проводит диагностические методики. По результатам диагностирования, выясняется источник или причина конфликта. Следующий этап - это разработка плана занятий по восстановлению дружественной атмосферы. Для каждого школьного возраста разработаны соответствующие методики.
Для определения направленности личности младшего школьника, психолог проводит диагностическую методику "Цветик-семицветик". В виде игры-сказки, дети записывают свои семь самых заветных желаний. Методика "Пьедестал", позволяет выявить уровень самооценки ребенка. При необходимости самооценка корректируется, также повышается уровень референтности класса. Тест "Роршаха", помогает изучить продуктивность воображения личности младшего школьника. Выявить развитие художественного воображения помогает тест "Круги". С помощью социометрии, педагог-психолог изучает межличностные отношения в классе и социометрический статус личности. Объем двигательной и зрительной памяти, уровень логического мышления, устойчивость и объем уровня распределения внимания - все это выясняется, с помощью психологических тестов. Подробное знание уровня психологического развития каждого ученика, позволяет учителю в полной мере усовершенствовать педагогический процесс. И эти вопросы невозможно решить, без квалифицированной помощи опытного психолога.
Большинство из родителей знакомы с понятием психолого-педагогической характеристики личности. Эту характеристику, каждому ученику обязан написать учитель по окончании учебного года. Без соответствующих методик и тестов, это сделать невозможно.
В младшем школьном возрасте, проходит адаптация к новым условиям жизни, то есть школе. Ребенок, учится поведению в обществе одноклассников и других детей. Происходит формирование и развитие психических процессов, характера и темперамента. В более старшем возрасте начинает происходить становление личности. На пути к самосовершенствованию школьник проходит очень трудный процесс. Тесное взаимодействие между родителями и педагогами, способствует формированию высоконравственной и волевой личности.
Психодиагностика в подростковом возрасте, имеет не меньшее значение, чем для младшего школьника. Опросник Р. Кеттела предназначен для выявления акцентуации характера. Выявить, есть ли у подростка черты агрессивного поведения и дезадаптации можно с помощью теста М. Люшера. В период взросления, наиболее значимое влияние на ребенка, оказывает окружение сверстников. В связи с этим, не всегда удается вызвать его на откровенную беседу, в случае каких-либо проблем. Вот здесь на помощь родителям и педагогам, приходит тестирование. Например, опросник "Томаса" и тест "Несуществующее животное" способствуют определению личностных особенностей. Не каждый подросток, откровенно будет отвечать на вопросы, но здесь на помощь приходят различные индивидуальные диагностические методики. С помощью различных тестов в старшем школьном возрасте, педагоги выявляют уровень готовности ученика к самостоятельной жизни, и даже предрасположенность к получению той или иной профессии.
Психолого-педагогическая работа постоянно развивается и совершенствуется. Это способствует повышению уровня личностного развития и обучения каждого школьника. Результаты психологического тестирования, помогают выявить внутри-личностные проблемы у ребенка, с целью их последующей коррекции. Тонкое знание малейших изменений психологического состояния школьника, способствует повышению уровня успеваемости в школе и предотвращению нежелательных проблем, за ее пределами.