Сейчас лишь условно можно провести грань между «мужскими» и «женскими» профессиями. Хотя, конечно же, имеется ряд профессий, где преобладает только сильный или лишь слабый пол. Пожалуй, начнем наше небольшое исследование вопроса с этого.
В августе 2013 года социальный фонд «ФОМнибус» провел выборочный опрос населения в ста населенных пунктах 43 регионов России. В числе задаваемых были и вопросы: «Какие профессии вы считаете мужскими?» и «Какие профессии вы считаете женскими?». Погрешность в ответах при обобщении данных – три с половиной процента. Иными словами, на основе опроса можно видеть всю Россию. Итак, что респонденты отнесли к «мужским» профессиям? Работа водителем, шахтером, строителем, грузчиком, сварщиком, трактористом, комбайнером, летчиком, сталеваром, слесарем, водолазом, токарем, сантехником, машинистом, электриком, крановщиком, пожарным, полицейским, спасателем, столяром, охранником, буровиком.
Сразу надо заметить, что некоторые профессии многовариантны. Скажем, строитель – тот же каменщик, стекольщик, плиточник, маляр. Или механизатор – тот же бульдозерист, экскаваторщик (на базе трактора), комбайнер (механизатор широкого профиля). Если такие нюансы не учитывать, то разобраться с «мужскими» и «женскими» профессиями окажется очень трудно.
К «женским» профессиям респонденты отнесли работу: продавцом, воспитателем, педагогом, врачом, кассиром, кондитером, парикмахером, бухгалтером, секретарем, косметологом, библиотекарем, стюардессой, кондуктором, модельером, почтальоном, киоскером, ткачихой, экономистом, портнихой. Но и тут есть вариантность. Допустим, работа секретарем – не только в приемной директора. Есть еще понятие, как секретарь научный. А помимо этого – секретарь в суде или еще где-то.
Из этих перечней (далеко не полных) хорошо видно, что «мужские» профессии таковыми останутся, похоже, и дальше. Тогда откуда разговоры в обществе о том, что женщины «украли» какие-то там профессии у мужчин? Дыма без огня не бывает. По мере того, как жизнь сближает сильный и слабый пол в одежде, привычках, взглядах, так и в трудовой деятельности прогресс стирает различия. Прежде «мужские» профессии требовали значительной физической силы и выносливости. Но широкое использование автоматики, более легких в управлении механизмов позволило слабому полу успешно «внедриться» в сферу «мужских» профессий. Примеры?
Оттолкнемся от выкладок портала Superjob.ru. Они показывают, в каких профессиях в XXI веке стали преобладать женщины. По состоянию на 2014-й год картина такая: архитекторы (61 процент – женщины), юристы (62 процента), финансовые аналитики (62 %), аудиторы (67%), менеджеры (69%), инженеры-технолог (69 %), директоры в сфере торговли (72 %), журналисты (74 %), налоговые инспекторы (74 %), экологи (76 %), руководители отделов кадров (86 %).
Легко заметить, что основная часть в этом перечне – новые профессии в нашем обществе, которые прежде известны были лишь на Западе. Но в перечне есть и очень «мужские» прежде профессии. Скажем, журналист. В царской России в сферу информации женщины не допускались. Это была сугубо мужская работа – с ненормированным рабочим днем, постоянными стрессами и порой риском для жизни (военные журналисты). В сферу СМИ женщины стали проникать в массовом порядке лишь после Великой Отечественной войны, когда внимание общества более глубоко обратилось к социальным вопросам. А в них лучше разбираются женщины. Кроме того, сказалось и то, что престиж работы журналистом стал падать из-за сравнительно низкой оплаты труда и невозможности содержать семью, если главный добытчик в ней – мужчина. Для сравнения: в восьмидесятые годы минувшего века журналист получал 80 -120 рублей (гонорар картину не менял – он был «копеечным»). А рядовой инженер получал 160 рублей. Но 80-120 рублей считались вполне хорошим заработком для женщины.
В гендерном (половом) соотношении женщины стали постепенно вытеснять мужчин в полиграфии. В отдельных типографиях основа коллектива уже сугубо женская. С чем это связано? В обществе существенно упал интерес к книгам, газетам, журналам. Соответственно, упали и тиражи изданий, снизились заработки в типографиях. Но внедрение новых технологий и нового оборудования (компьютерный набор текста, офсетная полуавтоматическая печать) значительно облегчили труд полиграфистов. Но вот заработки, увы, сейчас на низком уровне. Начался исход слабого пола в другие сферы и «замещение» вакансий женщинами (после не столь уж и долгого обучения в полиграфических училищах). Не составляет труда понять, что через какое-то время профессия полиграфиста станет чисто женской.
Еще не столь давно (середина минувшего века) за кадровые вопросы на производстве отвечали мужчины. Но сейчас зав. отделом кадров - чисто женская работа. Еще каких-то десять лет назад за продвижение продукции предприятия (организации) отвечали только мужчины, а сейчас в отделе рекламы сидят одни женщины. И дело тут не в оплате, а в том, что женский ум более гибко разрабатывает способы рекламирования товара. То, что придумает женщина, мужчине и в голову не придет. Исход мужчин идет и из банковской сферы. Хотя там очень высокие зарплаты, но они в основном связаны с умением «уговорить» клиентов вложить финансы. А это лучше получается у слабого пола, который не претендует на повышение зарплаты, довольствуясь предложенной.