icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

 акие праздники отмечают аборигены  райнего —евера?

  • 611
  • 4

 акие праздники отмечают аборигены  райнего —евера?

 
 оренные народы  райнего —евераЕ очень часто к этому словосочетанию добавл€ют определение Ђмалочисленныеї Ц увы, это соответствует действительности. Ёта драма в истории разыгрывалась много раз Ц самобытна€ культура многих народов не выдерживала столкновени€ с европейской (точнее, с европоцентрической) цивилизацией. ѕеренима€ блага цивилизации, народы утрачивали свой неповторимый облик, Ђраствор€€сьї в чужой культуре. ¬от и сейчас пон€тие Ђаборигены  райнего —евераї воспринимаетс€ как нечто далекое, экзотическое и весьма неопределенноеЕ а ведь за этим определением Ђпр€четс€ї множество разных народов, и у каждого свои обычаи Ц и, конечно, свои праздники.

ѕравда, существуют и такие праздники, которые €вл€ютс€ общими дл€ разных народов. ќдин из них Ц день первой рыбы. “очной даты нет Ц ключевым €вл€етс€ именно по€вление красной рыбы в реках. —читаетс€, что рыбу в расставленные сети посылает ’антай-повелитель, поэтому часть улова приноситс€ в жертву этому божеству вмести с за€чьим пухом, пропитанным оленьим жиром, а весь остальной улов в такой день прин€то раздавать сосед€м.

’анты и манси Ц два близких финноугорских народа Ц празднуют ¬ороний день. Ёта птица одной из первых прилетает на —евер в апреле, поэтому она ассоциируетс€ с приходом весны и плодородием. ¬ народной песне ворона обещает долгую жизнь дет€м, рожденным в этот день. √лавные участники праздника Ц пожилые женщины и девочки, которые готов€т саламат Ц густую кашу. ∆енщины развешивают на деревь€х лоскутки Ц как приношение богине-прародительнице  алтащь.

—ыном этой богини, а значит Ц братом людей считаетс€ медведь, которому тоже посв€щаетс€ особый праздник. ” него тоже не было особой даты Ц он устраивалс€ после каждой удачной охоты на медвед€, ведь добыть такого грозного звер€ было нелегко, а главное Ц надо было очиститьс€ от вины за его убийство. ћедвежью шкуру укладывали в переднем углу дома, украсив лапы и голову лентами и платками, в первой половине ночи устраивали ритуальные танцы в честь богов и представление в масках, а во второй Ц ели медвежье м€со и гадали о следующей охоте.

¬ жизни самодийских народов Ц энцев, ненцев, нганасан, селькупов Ц важную роль всегда играли олени. ќсобое отношение было к белым олен€м Ц они считались досто€нием верховного бога Ќума, поэтому их запрещалось забивать на м€со или использовать в качестве ездовых животных. »м выстригали на боку знаки солнца и духа огн€, а на рога и уши пов€зывали белые ленты. Ўаманский бубен тоже представл€лс€ как олень, на котором шаман совершает путешествие на небеса. “акому Ђпутешествиюї предшествовал обр€д оживлени€ бубна. Ёта церемони€ длилась дес€ть дней и заверашалась всеобщим жертвенным пиром с кормлением дерев€нных изображений предков и духов.

ќсобым событием в жизни север€н всегда было завершение долгой пол€рной ночи. ” самодийских народов этому посв€щаетс€ праздник чистого чума. ќсобый Ц Ђчистыйї Ц чум, который устанавливают в этот день, предназначаетс€ дл€ возвращающегос€ светила. ¬озле него шаман в течение нескольких дней совершает камлание, а молодежь танцует и устраивает игры. ¬ некоторых местах вместо Ђчистого чумаї сооружали Ђкаменные воротаї, через которые должны были три раза пройти все жители стойбища.

ƒень возвращени€ солнца празднуют и кор€ки Ц в день зимнего солнцесто€ни€. Ќакануне его кор€кские оленеводы всегда перекочевывали на новое место, и уже в новом стойбище принимали гостей. ”тром женщины разводили огонь посредством особого огнива, выполненного в виде женской фигурки, а мужчины забивали оленей, надева€ голову самого большого из них на дерев€нный шест и обраща€ на восток Ц это жертвоприношение —олнцу.

Ќе меньшую роль играет олень в жизни континентальных чукчей. ¬есной, когда у оленей начинаетс€ отел, они отмечают  ильвэй Ц праздник молодого олен€. ∆енщины развод€т костры, добыва€ огонь самым древним способом Ц трением, а мужчины сгон€ют оленей к €рангам. ћужчины и женщины поочередно бьют в бубны и громко кричат, отгон€€ злых духов. ¬ этот день самок с тел€тами отдел€ют от стада, чтобы пасти на лучших пастбищах.

” береговых чукчей таким же почтением пользуетс€ кит. ѕраздник кита, справл€емый в начале зимы, призван примирить охотников-китобоев с душами убитых китов. ∆енщины поют: ЂЁто не охотники убили вас! Ёто камни, скатившись с горы, убили вас!ї, а мужчины исполн€ют танцы, изображающие охоту на китов. «атем принос€т жертву  эрэткуну Ц хоз€ину морских зверей Ц и опускают в море кости китов. —читалось, ч то кости, вернувшиес€ в море, преврат€тс€ в новых китов.

„укотские китобои выход€т в море на байдарах Ц лодках, обт€нутых кожей моржей Ц которые, согласно веровани€м чукчей, имеют душу. «имой байдару хран€т на специальных столбах, а весной торжественно снимают с них и торжественно обнос€т вокруг €ранги. ¬озглавл€ет процессию старша€ в семействе женщина, за ней Ц хоз€ин лодки, далее Ц рулевой и гребцы, а за ними Ц все прочие. „тобы море прин€ло байдару, в него кидают куски вареного м€са.

ƒругой северный народ Ц эскимосы Ц издавна охотитс€ на моржей и тоже посв€щает праздник Ќаскуныхкылых этим животным. —правл€ют его в конце июл€, когда сезон охоты кончаетс€. “ушу моржа вытаскивают из ледника, шаман бьет в бубен, приглаша€ духов на угощение. „асть туши бросают в море, а остальное дел€т между гост€ми. „ереп принос€т в жертву ’оз€йке морских зверей, относ€ на св€щенное место, располагающеес€ на скале. Ќачало охоты весной тоже сопровождаетс€ праздником Ц он называетс€ јтыгак. ќхотники и все члены их семей надевали особую одежду, изготовленную из кишок морских животных, и рисовали на лицах линии сажей Ц их количество и расположение обозначало вид животного, которое приносит счастье опредеденной семье: нерпа, кит, морж, тюлень. ¬ таком виде отправл€лись приносить жертвы духам ветра, мор€ и огн€, броса€ куски м€са в воздух, море и костер. ќба праздника прин€то справл€ть всем поселком, а организуют его семьи по очереди.


spe
¬ладислав „ерных

¬ позднесоветское врем€ главным праздником аборигенов, увы, был завоз дешевого портвейна в сельпо. —пивались по-страшному, у них нет физиологической защиты от алкогол€. ќдин мой знакомый имел неосторожность женитьс€ на девушке из тех краев - сошла с круга за несколько лет. ¬прочем, говор€т, сейчас там с этим получше стало...

spe
ёли€ ƒворникова

ћожно анекдот?
–аньше чукчи испытывали два чувства: чувство холода и чувство голода.
“еперь чукчи испытывают три чувства: чувство голода, чувство холода и чувство великой благодарности.
ћне кажетс€, что всЄ, что нужно сделать - это оставить их в покое. ќни сами разберутс€ и со своими праздниками, и со своими веровани€ми!

spe
ёли€ ƒворникова

 стати,  алтащь - это не праздник, это что-то типа поклонени€ духу деторождени€. ќпределЄнного дн€ дл€  олтащь нет.

mas
ћарк Ѕлау

¬ообще название народы  райнего —евера - ужасно неопределенное. ¬роде "лица кавказской национальности"

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+