icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Праздники

Какие праздники отмечают аборигены Крайнего Севера?

  • 359
  • 4

Какие праздники отмечают аборигены Крайнего Севера?

К
Коренные народы Крайнего Севера… очень часто к этому словосочетанию добавляют определение «малочисленные» – увы, это соответствует действительности. Эта драма в истории разыгрывалась много раз – самобытная культура многих народов не выдерживала столкновения с европейской (точнее, с европоцентрической) цивилизацией. Перенимая блага цивилизации, народы утрачивали свой неповторимый облик, «растворяясь» в чужой культуре. Вот и сейчас понятие «аборигены Крайнего Севера» воспринимается как нечто далекое, экзотическое и весьма неопределенное… а ведь за этим определением «прячется» множество разных народов, и у каждого свои обычаи – и, конечно, свои праздники.

Правда, существуют и такие праздники, которые являются общими для разных народов. Один из них – день первой рыбы. Точной даты нет – ключевым является именно появление красной рыбы в реках. Считается, что рыбу в расставленные сети посылает Хантай-повелитель, поэтому часть улова приносится в жертву этому божеству вмести с заячьим пухом, пропитанным оленьим жиром, а весь остальной улов в такой день принято раздавать соседям.

Ханты и манси – два близких финноугорских народа – празднуют Вороний день. Эта птица одной из первых прилетает на Север в апреле, поэтому она ассоциируется с приходом весны и плодородием. В народной песне ворона обещает долгую жизнь детям, рожденным в этот день. Главные участники праздника – пожилые женщины и девочки, которые готовят саламат – густую кашу. Женщины развешивают на деревьях лоскутки – как приношение богине-прародительнице Калтащь.

Сыном этой богини, а значит – братом людей считается медведь, которому тоже посвящается особый праздник. У него тоже не было особой даты – он устраивался после каждой удачной охоты на медведя, ведь добыть такого грозного зверя было нелегко, а главное – надо было очиститься от вины за его убийство. Медвежью шкуру укладывали в переднем углу дома, украсив лапы и голову лентами и платками, в первой половине ночи устраивали ритуальные танцы в честь богов и представление в масках, а во второй – ели медвежье мясо и гадали о следующей охоте.

В жизни самодийских народов – энцев, ненцев, нганасан, селькупов – важную роль всегда играли олени. Особое отношение было к белым оленям – они считались достоянием верховного бога Нума, поэтому их запрещалось забивать на мясо или использовать в качестве ездовых животных. Им выстригали на боку знаки солнца и духа огня, а на рога и уши повязывали белые ленты. Шаманский бубен тоже представлялся как олень, на котором шаман совершает путешествие на небеса. Такому «путешествию» предшествовал обряд оживления бубна. Эта церемония длилась десять дней и заверашалась всеобщим жертвенным пиром с кормлением деревянных изображений предков и духов.

Особым событием в жизни северян всегда было завершение долгой полярной ночи. У самодийских народов этому посвящается праздник чистого чума. Особый – «чистый» – чум, который устанавливают в этот день, предназначается для возвращающегося светила. Возле него шаман в течение нескольких дней совершает камлание, а молодежь танцует и устраивает игры. В некоторых местах вместо «чистого чума» сооружали «каменные ворота», через которые должны были три раза пройти все жители стойбища.

День возвращения солнца празднуют и коряки – в день зимнего солнцестояния. Накануне его корякские оленеводы всегда перекочевывали на новое место, и уже в новом стойбище принимали гостей. Утром женщины разводили огонь посредством особого огнива, выполненного в виде женской фигурки, а мужчины забивали оленей, надевая голову самого большого из них на деревянный шест и обращая на восток – это жертвоприношение Солнцу.

Не меньшую роль играет олень в жизни континентальных чукчей. Весной, когда у оленей начинается отел, они отмечают Кильвэй – праздник молодого оленя. Женщины разводят костры, добывая огонь самым древним способом – трением, а мужчины сгоняют оленей к ярангам. Мужчины и женщины поочередно бьют в бубны и громко кричат, отгоняя злых духов. В этот день самок с телятами отделяют от стада, чтобы пасти на лучших пастбищах.

У береговых чукчей таким же почтением пользуется кит. Праздник кита, справляемый в начале зимы, призван примирить охотников-китобоев с душами убитых китов. Женщины поют: «Это не охотники убили вас! Это камни, скатившись с горы, убили вас!», а мужчины исполняют танцы, изображающие охоту на китов. Затем приносят жертву Кэрэткуну – хозяину морских зверей – и опускают в море кости китов. Считалось, ч то кости, вернувшиеся в море, превратятся в новых китов.

Чукотские китобои выходят в море на байдарах – лодках, обтянутых кожей моржей – которые, согласно верованиям чукчей, имеют душу. Зимой байдару хранят на специальных столбах, а весной торжественно снимают с них и торжественно обносят вокруг яранги. Возглавляет процессию старшая в семействе женщина, за ней – хозяин лодки, далее – рулевой и гребцы, а за ними – все прочие. Чтобы море приняло байдару, в него кидают куски вареного мяса.

Другой северный народ – эскимосы – издавна охотится на моржей и тоже посвящает праздник Наскуныхкылых этим животным. Справляют его в конце июля, когда сезон охоты кончается. Тушу моржа вытаскивают из ледника, шаман бьет в бубен, приглашая духов на угощение. Часть туши бросают в море, а остальное делят между гостями. Череп приносят в жертву Хозяйке морских зверей, относя на священное место, располагающееся на скале. Начало охоты весной тоже сопровождается праздником – он называется Атыгак. Охотники и все члены их семей надевали особую одежду, изготовленную из кишок морских животных, и рисовали на лицах линии сажей – их количество и расположение обозначало вид животного, которое приносит счастье опредеденной семье: нерпа, кит, морж, тюлень. В таком виде отправлялись приносить жертвы духам ветра, моря и огня, бросая куски мяса в воздух, море и костер. Оба праздника принято справлять всем поселком, а организуют его семьи по очереди.

spe
Владислав Черных

В позднесоветское время главным праздником аборигенов, увы, был завоз дешевого портвейна в сельпо. Спивались по-страшному, у них нет физиологической защиты от алкоголя. Один мой знакомый имел неосторожность жениться на девушке из тех краев - сошла с круга за несколько лет. Впрочем, говорят, сейчас там с этим получше стало...

spe
Юлия Дворникова

Можно анекдот?
Раньше чукчи испытывали два чувства: чувство холода и чувство голода.
Теперь чукчи испытывают три чувства: чувство голода, чувство холода и чувство великой благодарности.
Мне кажется, что всё, что нужно сделать - это оставить их в покое. Они сами разберутся и со своими праздниками, и со своими верованиями!

spe
Юлия Дворникова

Кстати, Калтащь - это не праздник, это что-то типа поклонения духу деторождения. Определённого дня для Колтащь нет.

mas
Марк Блау

Вообще название народы Крайнего Севера - ужасно неопределенное. Вроде "лица кавказской национальности"

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+