Всё это, безусловно справедливо. Что касается пресловутого яблока, то всё было не так – точнее, не совсем так. Открытие закона всемирного тяготения было не внезапным озарением под влиянием случайной причины, а результатом долгих исследований и размышлений. Как рассказывал сам И.Ньютон, он размышлял, почему Луна не улетает от Земли и не падает на ней – что её держит? И вот, думая об этом в очередной раз, он прогуливался по саду – и увидел, как на дорожку упало яблоко, и подумал: а почему яблоко всегда падает отвесно, т.е. под прямым углом к земле? Нет ли здесь действия одной и той же силы? Вот так учёный пришёл к выводу, что и на падающее яблоко, и на Луну действует сила тяготения. Так было положено начало небесной механики – разделу астрономии, изучающему движение небесных тел в гравитационном поле.
Что же касается трёх законов механики, открытых И.Ньютоном, то в наше время школьнику, зазубривающему их к уроку физики, уже сложно понять, какое значение их открытие имело в своё время. Главная их особенность в том, что они применимы к любым телам – от звёзд и планет до песчинок (до этого считалось, что движение небесных и земных тел сравнивать нельзя, что они движутся по разным законам). Описывая простейшие формы движения материи, эти законы перевели механику в разряд точных наук, а Вселенная предстала как единое целое, существующее по единым законам, где всё можно рассчитать математически. Так родилась новая картина мира, просуществовавшая до начала XX века, когда её поставила под сомнение теория относительности Эйнштейна… впрочем, это не означает, что классическая механика, основы которой заложил И.Ньютон, потеряла своё значение – ведь на определённых уровнях она «работает».
Эти законы – наиболее известная заслуга И.Ньютона, но не единственная. Он много сделал для изучения природы света, создав корпускулярную теорию. Он доказал, что солнечный свет, который мы видим как белый – это смешение семи других цветов, на которые его можно разложить с помощью призмы – И.Ньютон назвал это спектром. Эти опыты И.Ньютона не только объяснило, почему мы можем видеть радугу после дождя – много лет спустя астрономы научились использовать спектры далёких звёзд для определения их химического состава.
Мало кто вспоминает о том, что сферой интересов И.Ньютона было … богословие. Каковы были теологические взгляды учёного? Следует признать, что они граничили с ересью. Так, он отрицал троичность Бога… правда, некоторые исследователи его наследия полагают, что Троицу он всё-таки признавал, но его понимание Троицы отличалось от западного и было ближе к православному. Что же касается Бога, то Он представлялся И.Ньютону присутствующим в каждой точке Вселенной, которая представляет собой «чувствилище Бога» – такой подход называется пантеизмом. Кроме того, он исследовал текст Библии, применяя астрономические расчеты, и даже рассчитал возможное время конца света – по мнению И.Ньютона, до 2060 года нам не стоит об этом беспокоиться.
Но ещё более неожиданным представляется тот факт, что И.Ньютон увлекался… алхимией! Увлечение носило практический характер: при эксгумации тела учёного в нём выявили повышенную концентрация ртути, но никаких научных трудов касательно алхимии, как по химии, этот учёный не создал. Впрочем, одна такая рукопись всё-таки была – но она, к сожалению, сгорела во время пожара, и писать её заново Ньютон почему-то не стал… что там могло быть? Намёки, разбросанные в письмах учёного, позволяют предположить, что он стремился объединить физику с химией, объяснив взаимное превращение веществ (в которое И.Ньютон не верил) с точки зрения «иерархии корпускул» (по сути дела, это была атомистическая теория). Но яснее всего характеризуют понимание алхимии И.Ньютоном собственные его слова: «Алхимия имеет дело не с металлами, как полагают невежды... главное здесь — познание Бога».
Можно без преувеличения сказать, что открытия И.Ньютона определили развитие науки на несколько веков вперёд. И нельзя не согласиться с английским поэтом А.Поупом:
«Природы строй, ее закон
В извечной тьме таился.
И молвил Бог: "Явись, Ньютон!", —
И сразу свет разлился».