icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 акие мультфильмы можно и нужно смотреть дет€м?

  • 1528
  • 2

 акие мультфильмы можно и нужно смотреть дет€м?

ћ
ћультфильмы Ц или, как их еще называют, анимационные фильмы Ц это род кинематографического искусства, на котором выросли мы все, а теперь растут наши дети. Ќо если в пору нашего детства вопрос о том, какие Ђмультикиї ребенку смотреть можно, а какие нельз€, практически не ставилс€, то теперь он поднимаетс€ вновь и вновь. Ёто неудивительно: и телеканалов, и самих мультфильмов стало больше, у большинства людей есть видеоплееры, доступ в »нтернет, где мультфильмы можно смотреть онлайн. ј главное Ц мы имеем доступ к мультфильмам, созданным в других странах, в рамках других национальных культур, да и отечественна€ анимаци€ кое-что от этих культур перен€лаЕ поэтому посто€нно возникают сомнени€: а можно ли ребенку смотреть этот мультфильм, принесет ли он пользу, а главное Ц не принесет ли вреда?

„тобы пон€ть, какие мультфильмы следует смотреть дет€м, а какие Ц нет, прежде всего, разберемс€ с двум€ стереотипными представлени€ми относительно этого жанра. ѕервый миф: Ђмультфильм Ц значит, дл€ детейї. ћежду тем, мультипликаци€ уже давно перешагнула пределы Ђчисто детского искусстваї, существует множество мультифильмов, которые дет€м смотреть не следует Ц не потому, что они плохие, а потому, что они адресованы взрослым. Ќапример, дл€ дошкольников и даже младших школьников будет слишком т€желым €понский мультфильм ЂЅосоногий √енї, повествующий о трагедии ’иросимы. Ќе предназначены дл€ детей такие американские мультсериалы, как Ђ—импсоныї и Ђ‘утурамаї, Ђ÷арь горыї, Ђ√риффиныї (если найти им аналогию в русской культуре, то ближе всего будет —алтыков-ўедрин Ц никто ведь не станет читать малышам Ђ»сторию одного городаї).

ƒругой распространенный миф: Ђ«арубежный или современный отечественный мультфильм Ц плохо, старый советский Ц хорошої. “ут тоже нельз€ так решительно Ђотделить козлищ от овецї: были и у советских мультипликаторов неудачные работы, и зарубежные мультики не всегда бывают вредными.  аждый конкретный мультфильм Ц созданный в любое врем€, в любой стране Ц нужно рассмотреть на предмет соответстви€ определенным требовани€мЕ каким?

ѕрежде всего, посмотрим, как решаетс€ вопрос о положительных и отрицательных геро€х. “ут возможны три варианта. √ерои могут быть четко разделены на положительных и отрицательных (ЂЌу, погоди!ї), отрицательных героев может не быть вообще Ц все перипетии происход€т от недопонимани€ между геро€ми, их неопытности или принадлежности к разным социальным группам, но никто никого не ненавидит, никто никому не делает зла (Ђ—мешарикиї, €понска€ экранизаци€ Ђƒюймовочкиї), и, наконец, все герои могут быть отрицательными Ц все друг друга обижают, сочувствовать некому (Ђ“ом и ƒжерриї). ”читыва€, что дети склонны подражать геро€м мультфильмов, нужно выбрать первые два варианта Ц и решительно отвергнуть третий.

Ќемало копий сломано вокруг вопроса о допустимости насили€ в искусстве дл€ детей вообще и в мультфильмах в частности Ц причем предполагаетс€, что это чисто современна€ черта. ћежду тем, насилие в сказках было всегда:  ащей Ѕессмертный, похищающий ¬асилису ѕрекрасную, богатырь, руб€щий голову «мею √орынычу Ц это ведь тоже насилие, и никто на таких сказках моральным уродом не вырос. Ќасилие присутствует в жизни, следовательно, и в мультфильмах дл€ детей совсем без него обойтись нельз€ Ц но отношение к нему должно быть адекватным. ¬ мультфильме может быть показана смерть персонажа, даже кровопролитное сражение (Ђƒетство –атибораї, Ђћальчик с уздечкойї) Ц но это не принесет вреда детской душе, если в мультфильме показана скорбь других персонажей, вред может принести равнодушие к смерти и тем более, преподнесение ее как комического событи€ Ц словом, все то, что психологи называют десакрализацией смерти.

Ќе принесут ребенку ничего хорошего и такие мультфильмы, где искажаетс€ представление о последстви€х насили€ и опасного поведени€ (герой остаетс€ невредимым после удара наковальней по голове и т.п.) Ц это оп€ть же св€зано со склонностью детей к подражанию. ¬ этом смысле мультик Ђ«ай и „икї, где один из героев вполне натурально страдает, нарушив правила дорожного движени€, полезнее тех мультфильмов, где персонажи могут без особых последствий падать с крыши.

ќсобое внимание нужно уделить нравственному зар€ду мультфильма: на чьей стороне симпати€ автора, какое поведение поощр€етс€, а какое наказываетс€, что подвергаетс€ осме€нию Ц а что преподноситс€ как ценность. ¬ этом смысле из диснеевских мультсериалов, например, лучше предпочесть не Ђ”тиные историиї, где все строитс€ вокруг денег и богатства, а Ђћедведи √аммиї, где воспеваютс€ дружба, верность и доброта.

ќсобо следует сказать о Ђсказках-перевертышахї с нетрадиционной подачей традиционных сюжетов. Ётот жанр сейчас особенно попул€рен: ЂЎрекї, Ђѕодлинна€ истори€  расной Ўапкиї, из отечественных Ц цикл мультфильмов о трех богатыр€х. “акие произведени€ целиком и полностью следует отнести к числу мультфильмов дл€ взрослых: во-первых, в жанровом отношении они представл€ют собой пародии, а пароди€ всегда рассчитана на того, кто хорошо знает первоисточник и давно осмыслил его (дети же еще только познают эти сюжеты Ц а в некоторых случа€х еще не знают), во-вторых, они построены на иронии Ц одном из самых сложных чувств, которого до подросткового возраста вообще не бывает.

 атегорический запрет следует наложить на мультфильмы, где подвергаютс€ поруганию шедевры классической музыки!  онечно, есть и образцы вполне удачной пародии Ц например, Ђѕодлинна€ истори€  ота-в-сапогахї, но это оп€ть же рассчитано на взрослых, хорошо знающих эту музыку Ц знакомитьс€ же с нею по отражению в кривом зеркале недопустимо. ѕоэтому дл€ детей не должно быть никаких кур и петухов, вышагивающих под ѕолонез из Ђ≈вгени€ ќнегинаї и носовских коротышек из ÷веточного города, распевающих что-то свое на мотив ”вертюры к Ђ–услану и Ћюдмилеї (ЂЌезнайка на Ћунеї). Ќе надо думать, что это Ђболезньї исключительно зарубежной и современной отечественной анимации Ц так, старый советский мультфильм Ђўелкунчикї, определенно создали люди, ненавид€щие и сказку Ё.√офмана, и балет ѕ.„айковского: ћышиный король у них вышагивает под  итайский танец, а истори€ принцессы ѕирлипат с ее глубоким смыслом заменена чем-то маловразумительным.

»ное дело, когда создатели мультфильма почтительно обращаютс€ с музыкой, стро€т на ней фильм, образы которого исход€т из самой музыки. “аковы замечательные мультфильмы ». овалевской: Ђ√номы и горный корольї, Ђ амаринска€ї, Ђ–усские напевыї, Ђƒетский альбомї, Ђ“анцы куколї, Ђ артинки с выставкиї.

Ќе принесут пользы детской психике преувеличенно €ркие цвета, слишком быстра€ смена образов.

¬ любом случае, прежде чем показывать мультфильм ребенку, посмотрите его сами, прислушайтесь к его Ђинтонацииї и задумайтесь: хотите ли вы, чтобы ваши дети создавали вокруг себ€ такой Ђмирї, который показан в мультфильме? » учтите, что дети Ц в отличие от взрослых Ц делают все всерьез.


pro
Ќадежда  ћаслова

Ќе знаю как на счет музыки, а вообще € считаю, что дети должны смотреть советские мультфильмы - они добрые и учат детей правильно воспринимать окружающий мир, в отличие от —импсонов, у которых какие-то чурбаки вместо голов.

spe
ёли€ ƒворникова

 ак это, как это, как это € пропустила?! Ёту статью - размножить и раздавать молодым родител€м. —рочно!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+