icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

 акие бывают виды сказок ?

  • 2447
  • 3

 акие бывают виды сказок ?

—казкиЕ это слово заставл€ет трепетать сердце и ребенка, и взрослого. ƒети с нетерпением ждут очередной встречи с волшебным миром, взрослые Ц вспоминают детство. “радиционно считаетс€, что сказки должна рассказывать бабушка Ц седа€, мудра€ и древн€€, как сама ¬селенна€ Ц и добра€, как ћать-земл€. ј может быть, сказки читала мама, открыва€ большую книжку с €ркими картинкамиЕ

 аким бы ни было знакомство со сказкой, она становитс€ той необходимой Ђшколойї, через которую проходит каждый ребенок. ¬прочем, существуют и совсем недетские сказки Ц вспомним Ђќслиную шкуруї Ў.ѕерро, все-таки не каждый родитель решитс€ прочитать ребенку сказку о короле, вознамерившемс€ женитьс€ на собственной дочери, да и жестоко-печальна€ сказка ќ.”айльда Ђƒень рождени€ инфантыї т€желовата дл€ детей.

¬се многообразие сказок Ц и народных, и авторских, и детских, и Ђвзрослыхї Ц исследователи дел€т на несколько категорий.

’ронологически самыми древними можно считать сказки о животных. ќни восход€т к эпохе тотемизма, когда человек считал себ€ потомком животного Ц и это позвол€ло ему быть наравне с теми, кого сейчас мы называем Ђбрать€ми нашими меньшимиї. ќбща€ черта таких сказок Ц животные, действующие как люди. “ипичный пример Ц сказка про лису и зайца, которые построили себе избушки Ц лед€ную и луб€нуюЕ

∆ивотное в таких сказках соответствуют определенным человеческим типам: лиса Ц хитра€, волк Ц злой и агрессивный, но не очень умный, медведь Ц тоже не отличаетс€ умом, но добрый, за€ц Ц мирный и беззащитныйЕ »нтересно, что типы эти интернациональны. ќткройте поэму ». ¬. √Єте Ђ–ейнике-лисї, основанную на средневековом Ђ–омане о лисеї, который в свою очередь восходит к народным сказкам о животных Ц и вы увидите так все те же Ђживотно-человеческие типыї, что знакомы нам по русским сказкам.

ќсоба€ категори€ сказок о животных Ц такие, в которых присутствует человек. ќтношени€ между человеком и животными могут быть различными. “ак, в известной сказке Ђ¬ершки и корешкиї человек торжествует над медведем Ц видимо, этот сюжет родилс€ уже тогда, когда человек осознал себ€ разумным, мысл€щим существом, способным в определенной степени властвовать над природой.

ƒруга€ категори€ Ц волшебные сказки. √овор€ о Ђсказках вообщеї, чаще всего имеют в виду именно их. «десь есть все, что выходит за рамки обыденной реальности: Ђнекоторое царство-некоторое государствої (с точки зрени€ древнего человека Ц потусторонний мир), волшебники, феи, люди, превращающиес€ в животных, предметы, обладающие чудесной силой, заклинани€, потусторонние существа вроде западных эльфов или нашей Ѕабы-ягиЕ Ќередко в основе таких сюжетов лежит мотив инициации Ц обр€да посв€щени€: герой должен пройти р€д испытаний, чтобы женитьс€ на принцессе, получить полцарства и т.п. Ц словом, чтобы возродитьс€ в новом качестве. »менно поэтому дл€ волшебных инициационных сказок типичен мотив Ђтрудных заданийї: построить дворец за одну ночь и т.п.

» наконец Ц бытовые сказки. ¬ них нет ничего чудесного Ц в таких сюжетах мы встречаемс€ с обычными людьми, правда, более интересными, сообразительными или примечательными чем-то еще.   числу таковых относ€тс€, например, сказки о бывалом солдате (сама€ известна€ Ц Ђ аша из топораї). Ёти сказки очень молоды Ц они родились уже после петровской эпохиЕ да и в целом бытовые сказки можно считать самыми молодыми. ћожет быть, их начали слагать уже тогда, когда мировоспри€тие человека стало менее Ђмистическимї?

–азумеетс€, такое деление несколько условно Ц скажем, в волшебных сказках вполне могут быть очеловеченные животные (типа —ерого ¬олка, помогающего »вану ÷аревичу). » все же эта классификаци€ в определенной степени отражает путь, пройденный человечеством.

mas
ћарк Ѕлау

Ѕыл такой филолог ¬.я.ѕропп. ќн подробно разобрал и классифицировал волшебные сказки.  стати, иде€ о том, что они описывают обр€д инициаций принадлежит ему. ≈му же принадлежат интересные замечани€. Ѕаба-яга - это дух умершего предка. —оответственно, изба на кур.ногах - гроб (в старину его ставили на подпорки и помещали в пещеру или в склеп). ј  ощей Ѕессмертный - это сама смерть.

mas
≈вгений Ѕагдерин

—казки это гимнастика ума дл€ ребенка, важный составной элемент духовного развити€. Ѕез ни жизнь сера и скучна.

spe
¬ладислав „ерных

ѕомню, с началом вс€кой там либерализации был удивлЄн, узнав, что многие бородатые неприличные анекдоты - это слегка осовремененные бытовые сказки. јфанасьевым было собрано около сотни таких "заветных сказок" с неподцензурными сюжетами.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+