icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Работа, карьера, бизнес

Какие бывают виды факторинга?

  • 244
  • 5

Какие бывают виды факторинга?

В
В самом общем виде взаимодействие участников торговли на рынке выглядит просто, и понятно даже детям. Производитель приходит на рынок со своим товаром, который он передает покупателю (клиенту) в обмен на определенную сумму денег. Как сформулировал монтер Мечников из «Двенадцати стульев», «утром — деньги, вечером — стулья».

Если бы все было так просто, факторинговые услуги никому бы не понадобились. Но простота – только в учебнике. На реальном рынке часто возникают ситуации, когда товар покупателю поставлен, но покупатель не имеет возможности оплатить этот товар сразу по получении и просит отсрочки платежа.

Что делать в таком случае? Подавать на покупателя в суд? Суд может растянуться надолго, и даже если через некоторое время деньги будут получены, продавец понесет убытки. Так же, как и должник, вынужденный заплатить не только недостающую сумму, но также пеню и судебные издержки.

И вот тут между продавцом и клиентом появляется посредник – факторинговая компания. Иногда факторинговые услуги могут оказывать также и банки.

Слово «факторинг» происходит от английского слова «factor», которое означает «посредник, торговый агент». Факторинговая компания выкупает у производителя право востребовать деньги с покупателя. Производитель получает сразу значительную часть долга покупателя, от 75 до 90 процентов суммы. Это, конечно, кредит, предоставляемый фактором. После того, как истребованные деньги получены с покупателя, продавец получает оставшуюся часть суммы (от 10 до 25 процентов) и платит фактору процент за полученный кредит и комиссионные за услуги факторинга. Комиссионные услуги посредника обычно составляют 3 процента.

Факторинг – сравнительно новая услуга на российском рынке. Эта услуга взаимно выгодна. Производители пользуются факторингом для того, чтобы:

1. Снизить риски, связанные с несвоевременными платежами.

2. Иметь возможность сдвинуть сроки оплаты, не входя в судебный конфликт с покупателем.

3. Не ставить предприятие на грань закрытия из-за недостатка средств, возникающего из-за того, что отгруженный товар не оплачен.

Для покупателей же факторинг – возможность произвести оплату в более адекватные сроки, не подвергаясь риску судебного преследования, и, в конце концов, банкротства своего предприятия.

Какие бывают виды факторинга? Их различают по четырем признакам:

1. По наличию финансирования.

a. Факторинг с финансированием описан выше. При поставке товара продавец немедленно получает значительную часть стоимости товара (75-90%) в виде кредита от фактора. После оплаты товара фактор погашает кредит из полученной от покупателя суммы и перечисляет продавцу остаток суммы, полагающейся ему от покупателя.

b. Факторинг без финансирования выглядит несколько иначе. Деньги в полном объеме перечисляются поставщику не ранее, чем фактор получит их от покупателя. В данном случае фактор выступает в роли пресловутого коллекторского агентства. В этом случае с продавца взымается только комиссия за услуги факторинга.

2. По степени риска для посредника. Здесь тоже возможны два типа факторинга.

a. Без регрессии. В этом случае, если покупатель не оплачивает полученный товар, все убытки несет фактор. Поставщик никакой неустойки платить не должен. Не за что. Он свои обязанности выполнил

b. С регрессией. В этом случае при неоплате покупателем полученного товара с поставщика взыскиваются средства, которые были предварительно ему перечислены.

3. По географическому признаку. Здесь видов факторинга тоже два.

a. Внутренний. При этом все стороны, которые участвуют в сделке, являются резидентами одной страны.

b. Внешний. При этом продавец и покупатель находятся в разных государствах.

4. По степени осведомленности сторон также разделяют два вида факторинга.

a. Открытый. В этом случае дебитор (покупатель) знают о том, что права взимания денег были переуступлены. В этом случае должник переводит платежи на счет банка.

b. Конфиденциальный. В этом случае покупатель о существовании фактора не знает. Покупатель перечисляет оплату на счет продавца, а продавец перечисляет эти средства факторинговой компании.

Поскольку факторинг в России пока еще распространен недостаточно, он не слишком востребован, хотя многие фирмы были бы не прочь воспользоваться подобными услугами. Особенно в факторинге нуждаются небольшие и средние компании, которые постоянно работают в условиях отсрочки платежа, а значит, постоянно сталкиваются с необходимостью в краткосрочном кредитовании.

Факторинг – бизнес, хотя и прибыльный, но рискованный. В силу этого рынок факторинговых услуг в Российской Федерации недостаточно развит. Поэтому тем, кто в таких услугах нуждается, следует обращаться за ними только к тем факторам, которые имеют большой опыт и хорошо себя зарекомендовали. Чаще всего это – отделения банков, специализирующиеся в факторинге.

top
Halida Rojkova

Полезная услуга. Как мне кажется, она особенно актуальна в условиях кризиса.

mas
Марк Блау

Все разложено по полочкам, весьма толково. Другого и не ожидал.

spe
Владислав Черных

Пожалуй, в каких-то ситуациях эти факторы нужны. Однако порой поражаюсь, сколь быстро на трубах нарастает плесень )))

pro
Тамара Меркулова

Владислав, это не плесень на трубах, а дополнительный краткосрочный кредит. Часто - штука ценная, а процент невелик.

deb
Ваха Шамсудов

Какая интересная статья. Факторинговая компания как бы берет часть забот кредитора и должника на себя на определенных условиях. Как и предприятия, оказывающие любые услуги, факторинговая компания тоже, как правило, имеет неплохую прибыль. Ну, а кто не рискует, Семен,тот, как известно, не пьет шампанское. +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+