Стиль получил название ампир, от empire, что дословно переводится как «империя». Создателем этого течения по праву считается художник Давид, а его выразителями архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье. Проекты, созданные ими, в то время украшали парижские дворы и наполеоновские особняки. Хлынувшие в Париж после спада революционного движения художники со всего мира считали их образцом для подражания.
Мебель в стиле ампир отличается от классического стиля Людовика XVI тем, что в ее дизайне активно используются античные, чаще всего римские, архитектурные формы: пилястры, колонны, карнизы, консоли и фризы, использующиеся для сочленения лицевых сторон комодов и шкафов. Опорные части кресел, столов, стульев имеют форму грифонов, сфинксов, герм, львиных лап и колонн. Мебель имеет массивную, прямоугольную и замкнутую форму, какие-либо выступы и профили встречаются довольно редко.
Пожалуй, первый раз за историю мебели большое значение получила фактура материала. В предшествующих стилях ее скрывали нагромождениями различных шаблонов и резных украшений. На мебели в стиле ампир имеются большие незаполненные плоскости, обрамленные слабо выступающей обвязью рам.
В некоторых случаях для лицевой части какого-либо предмета меблировки использовали одну цельную доску, для чего ее распиливали по линии ящиков, что позволяло сохранить общий рисунок и расположение слоев и линий дерева. Предпочтение при изготовлении мебели в стиле ампир отдавалось темным и красным породам дерева. Их гладкая поверхность украшалась строго симметричными золочеными и бронзовыми узорами. Некоторые отдельные детали могли украшаться резьбой.
Ножки мебели, согласно античному стилю, часто имели форму лап каких-нибудь животных. В некоторых случаях наверху лап делались фигуры львов, сфинксов, лебедей и других реальных и мифических созданий. На углах комодов и шкафов косяками служили фигуры крылатой богини победы Ники или колонны, украшенные золоченой бронзой. Подлокотники кресел поддерживались резными фигурами грифонов, львов, лебедей, а также массивными завитками либо колоннами.
Вообще кресла, как и вся остальная мебель, предназначенная для сидения, были жесткими. Это направление предпочитает пышность, отдавая в жертву удобство использования. Стулья в стиле ампир немного уступают в сложности креслам, зачастую их спинки имеют форму лиры, которая, нужно сказать, является еще одним наиболее часто используемым мотивом в украшении предметов меблировки данного течения.
Практически во всех странах, где приобрел популярность ампир, по своему характеру он представляет однообразные формы с небольшой примесью местных оттенков. Самыми близкими к античным являются изделия родоначальников стиля Фонтена и Персье, за ними идут итальянцы Дакомо Альбертолли и Джузеппе Сали. Английский ампир, представленный произведениями Томаса Хопса, имеет более деловитые и строгие формы.
Нужно сказать, что полностью воссоздать дух ушедшей империи в современной гостиной или кабинете, скорее всего, не удастся. Охота за этим антиквариатом может растянуться на годы. Но даже пары изящных кресел будет достаточно, чтобы приобрести репутацию человека, обладающего утонченным вкусом.