Говорят, что страх этот живет в нас с незапамятных времен. В древности люди были уверены, вокруг них обитает огромное количество разных сущностей. «Человек никогда не пребывает на земле один. Возле всякого из нас много чего живет», - говорили наши предки. Они принимали, как это знание как нечто само собой разумеющееся. Так есть, а значит, нужно учитывать, что у каждой такой сущности - свой характер, привычки, обычаи, свое место на Земле. Люди тогда были добрее и, наверное, поэтому не брались рьяно отрицать существование разной нечисти, а принимали ее как должное. Даже пытались мирно сосуществовать рядом с ней. Именно в ту пору и появилась пословица про худой мир и хорошую ссору.
А что делать? Все мы разные, а раз так, то и жить всем нужно. Только вот придется приспосабливаться. В доме жил домовой, во дворе – дворовый, в овине – свой хозяин, в поле тоже. А в лесу существ – видимо – невидимо! Кто из людей от природы был труслив, тот в лес не ходил: ему в лесу делать было нечего. Ведь там за каждым деревом, под каждым кустиком, в каждом ручейке обитала нечисть. А поскольку она не была обучена политесу, то так и норовила учинить какую-нибудь пакость человеку.
Смельчаки же, напротив, в лес ходили, а возвратившись, еще больше трусов пугали. Рассказывали страшные истории про лесных обитателей и про то, как смело они с ними сражались. Да еще и обучали остальных, что нужно делать, чтоб из леса живым вернуться. Так появились приметы, согласуясь с которыми люди могли определить настроение лесных обитателей. Были разработаны ритуалы; выполнив их, человек мог рассчитывать на благосклонность нечисти.
Главным в лесу был, разумеется, Леший. Огромный, лохматый, одноглазый, без бровей и ресниц, он и пугал, и восхищал людей. Не красавец, конечно, да еще и невесть где лишился правого уха. Но настоящий господарь – сильный и могучий, и власть ему была дадена безграничная. А что до красоты, так и все остальные лесные обитатели ею не блистали, так что стесняться ему в лесу было некого. Люди боялись его, тряслись при его появлении, рассудок теряли и в беспамятство впадали.
Самое обидное для людей – это то, что был Леший оборотнем. Мог превратиться во что угодно, даже в девицу-красавицу. Но чаще всего в небольшого роста шустрого старичка. Особая примета – волосы, зачесанные на левый бок. Встретив такого в лесу, полагалось перекреститься, сплюнуть три раза через левое плечо, бежать сломя в голову прочь. И молиться, чтобы у Лешего настроение было хорошее, чтобы выпустил живым и здоровым из леса.
Руководимая им нечисть тоже времени зря не теряла. Правда, в деревню без надобности не совалась, но уж в лесу, на своей территории, никому спуску не давала. Уже на краю леса человека могла встретить шишига и начать водить его по лесу, чтобы заблудился и назад дороги не нашел.
В ягодниках жил Бошка – лесной дух, старичок – бедолага. Немощный, с трясущимися от старости руками, он жалобно просил человека о помощи. Веры ему не было никакой! Поможешь – на неделю в лесу застрянешь, а то и вовсе назад дороги не найдешь.
А вот лесавки большой беды людям не приносили, они больше баловали, чем вредили. Встретите в лесу ежа – не бойтесь, а вот если целое семейство на пути попадется, то это лесавки, а не ежи с ежатами. Подходить было строго-настрого запрещено, а уж в руки брать или домой приносить и тем паче.
А осенью в лесу власть в свои руки забирал Листин. Он совсем старый и дряхлый. Сам уж не помнит, сколько лет или веков живет в лесу. Но дело свое хорошо знает: листьями опавшими шуршит, и человеку кажется, что за ним кто-то крадется.
На краю болота сидит, поджав под себя ножки с копытцами, Анчутка. Маленький и веселый чертенок с рожками любит пошалить, а если его рассердить, то в болото загнать может. А там уж человека примет Лопаста. Это болотная русалка, она живет в камышах и служит Водяному. Он еще страшнее, чем Леший. Толстый, опухший, отечный и вечно лохматый, он очень любит женщин. Он всех жалеет: и утопленниц, и девок, проклятых своими родителями, и жёнок, преданных мужьями. На всех женится и потому у него детей столько, что он им счету не помнит.
Если к нему в болото попадет мужчина, то он его в свои владения заманит, да еще и работать заставит. И будет эта работа нескончаемой, без сна и отдыха. А тут еще и кикиморы – надсмотрщицы розгами мужиков подгоняют, побыстрее работать заставляют.
В лесных ручьях Водяного нет, там живут русалки. Они водят дружбу с эльфами и феями. От людей они прячутся, без надобности на глаза не попадаются. Очень любят слушать песни, красиво танцуют и от души веселятся. По берегам ручьев, лесных речушек и озер бродят призраки и оборотни. И вся эта нежить только и ждет, когда человек в лес пожалует.
Но смельчаки, что невредимыми вышли из леса, научили остальных делать обереги и амулеты, совершать крестное знамение и вершить молитву. Нечисть лесная всего этого боялась и пряталась. А чтобы в деревню ненароком не забрела, вокруг землю вспахивали. Через пахоту нежить пройти не могла, выла и кричала, пугая православных.
Трудно было нашим предкам! Но они жили в мире с лесом и с его страшными обитателями, потому что населяли они лес другими героями: добродушным Михаилом Потапычем, хитрющей Лисой Патрикеевной, трусишкой Зайкой Сереньким, не очень догадливым Серым Волком и другими забавными персонажами. Они уравновешивали зло, и лес становился понятным и приветливым.