Каждое предприятие в форме юридического лица должно быть зарегистрировано в качестве налогоплательщика страховых взносов в государственных внебюджетных фондах. Таково требование в российском законодательстве.
Без постановки на учет в этих фондах предприятие не сможет открыть счет в банке. Кроме того, если нарушить законодательство, не поставить предприятие на учет в фонды, то его владельцу необходимо будет выплачивать штрафы за ведение деятельности без постановки на учет.
Регистрация в фондах должна проходить по месту нахождения предприятия (юридический адрес).
Предприятие необходимо регистрировать в Фонде социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФ РФ) и Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ)
Регистрация предприятия должна быть осуществлена в течение десяти дней с момента его государственной регистрации. Если идет нарушение данного требования, то владельцу предприятия придется заплатить штраф в размере 5 000 рублей.
Документы, необходимые для подачи на регистрацию предприятия в ФСС РФ:
- заявление на регистрацию на бланке Фонда;
- учредительные документы предприятия (копии, нотариально заверенные или копии с оригиналами);
- свидетельство о государственной регистрации предприятия (нотариально заверенная копия или копия с оригиналом);
- протокол (или решение) о создании предприятия (юридического лица) и назначении генерального директора (копии);
- приказ о назначении главного бухгалтера (копия);
- информационное письмо об учете в Росстате с присвоением кодов (копия, нотариально заверенная);
- запрос на получение справки в банк;
- свидетельство о постановке на налоговый учет (копия, заверенная нотариально).
В случае, если все документы оформлено правильно, сотрудники ФСС осуществляют регистрацию предприятия. Если нет, то ФСС делает отметку без постановки на учет с требованием донести недостающие документы.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ)
Список документов для подачи в эти фонды для владельца предприятия идентичен.
Документы, необходимые для регистрации в фондах:
- заявление на бланке фонда;
- запрос на получение справки в банк;
- учредительные документы предприятия;
- свидетельство о государственной регистрации предприятия (юридического лица);
- информационное письмо об учете в Росстате с присвоением кодов;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- протокол (или решение) о создании предприятия (юридического лица) и назначении генерального директора (копия);
- приказ о назначении главного бухгалтера.
Пенсионный фонд РФ требует нотариально заверенные копии следующих документов: учредительных документов, свидетельства о госрегистрации, информационное письмо из Росстата, свидетельство о постановке на налоговый учет.
В Фонд обязательного медицинского страхования нужно сдавать обычные копии для этих документов, не заверяя их у нотариуса. Достаточно записи «копия верна», подписи генерального директора и печати предприятия.
А если вы являетесь индивидуальным предпринимателем?
В этом случае вам также необходимо пройти регистрацию в этих трех фондах. По месту жительства.
Стоит обратить внимание, что если вы нанимаете персонал по трудовым договорам или по договорам гражданско-правовым, то в этом случае необходима регистрация в Фонде социального страхования Российской Федерации.
Перечень документов для подачи в фонды для индивидуального предпринимателя:
- паспорт гражданина РФ;
- заявление на регистрацию;
- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (копия, заверенная нотариально);
- свидетельство о постановке на налоговый учет (копия, заверенная нотариально);
- запрос на получение справки в банк;
- договор о найме физических лиц на работу в личном хозяйстве (в том случае, если подаются документы в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).
В заключении стоит сказать, что владельцем предприятий (юридических лиц) стоит поинтересоваться в своей налоговой инспекции, направила ли она самостоятельно копии документов предприятия в фонды. Это можно уточнить во время получения регистрационного номера в налоговой. Если ответ будет положительный, то ситуация для вас упрощена. Но в любом случае лучше связаться с сотрудниками данных фондов и уточнить поступление запроса от налоговой на регистрацию вашего предприятия. Так будет надежней и спокойнее.