icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Как запретить ребенку играть в компьютерные игры и стоит ли это делать?

  • 1893
  • 3

Как запретить ребенку играть в компьютерные игры и стоит ли это делать?

К
«Как уберечь ребёнка от компьютерных игр?» – этим вопросом современные родители задаются чуть ли не чаще, чем «Как защитить ребёнка от наркотиков и криминала?» Но правы ли те, кто так оценивает этот способ времяпрепровождения? Для начала разберёмся, чем пугают родителей компьютерные игры.

Любимый родительский аргумент – «они отвлекают от учёбы» – можно отмести с порога. Наших родителей в детстве отвлекали от учёбы книжки про пиратов и футбол (а мы-то сегодня молиться готовы, чтобы ребёнок погонял мяч во дворе или почитал Стивенсона). Какие-то занятия помимо учёбы у ребёнка быть должны – и чем их больше разных занятий, тем лучше, и тут всё зависит от того, с какими способами времяпрепровождения родители сами познакомят ребёнка, пока он маленький – а не тогда уже, когда подросток засел за компьютер… имеют ли право компьютерные игры на «законное место» в ряду детских увлечений?

Многие родители убеждены, что не имеют, поскольку «не несут никакой практической пользы». Так ли это? Начнём с того, что по компьютерным играм уже проводятся соревнования, и не только для детей и подростков. Возможно, со временем появятся профессиональные гейремы, как сейчас есть профессиональные шахматисты (тоже ведь занятие, не приносящее никакой практической пользы, не способствующее физическому здоровью, тем не менее, мы уважаем таких людей, как А.Карпов и Г.Каспаров).

Впрочем, спортивный интерес – это ещё не всё. В современных армиях (в частности, в США и Китае) большую роль играют самолёты-беспилотники, «пилоты» у которых всё же есть – только управляют они самолётами на расстоянии посредством клавиатуры и джойстика. Конечно, никто официально не говорит, что на эти должности набирают опытных геймеров – но именно такие люди обладают нужными навыками.

Компьютерные игры любят обвинять в воспитании жестокости у детей. Примечательно, что те, кто бросается такими обвинениями, ничего не имеют против старинной игры в «казаки-разбойники» и прочих военных игр, которыми увлекались мальчишки во все века. Наши деды в такие игры тоже в детстве играли – и ничего, кровавыми чудовищами не выросли, а выросли героями, победившими фашизм.

Единственное принципиальное отличие таких игр от компьютерных состоит в том, что последние не дают физической активности. С этой точки зрения компьютерные игры опасны не сами по себе, а лишь в том случае, когда они становятся единственным увлечением ребёнка (как этого избежать, мы уже говорили).

Другой «подводный камень» компьютерных игр – явление, которое психологи называют отрицательной интерференцией. Это значит, что имеющийся у человека навык мешает формированию нового. Вспоминаются откровения подростка, которые доводилось читать на одном форуме: он признавался, что благодаря «военной» компьютерной игре решил стать профессиональным военным и уже изучил в подробностях, как собирается автомат. Конечно, такое решение можно только приветствовать, но вот что касается сборки автомата, возникают некоторые сомнения: это ведь действие, которое нужно довести до автоматизма. И если до автоматизма доведены действия с мышкой или джойстиком, это может помешать, когда юноша начнёт учиться сборке настоящего, а не виртуального автомата… впрочем, и эту проблему можно решить, если мечта подростка о грядущей воинской славе не ограничится компьютерными играми, а будет дополняться тренировкой «в реале» – скажем, в военно-патриотическом клубе.

Итак, компьютерные игры – часть жизни в современном мире, и чем бороться с ними, родителям разумнее сделать их «союзником». Уместно вспомнить слова французского мыслителя Ж.-Ж.Руссо о том, что ребёнок должен заниматься тем, чем хочет, но что он хочет, должен определять воспитатель. Не ждите, пока сверстники познакомят ребёнка с компьютерными играми, сделайте это сами, и пусть этот будут игры, которые принесут пользу.

Так, весьма полезны игры, где нужно проложить путь в лабиринте, найти различия между картинками и т.п. (мы все в детстве играли в подобные игры, только не на компьютере, а в журналах). Для детей постарше весьма полезны игры в жанре квеста – там изрядно приходится поработать головой, чтобы осуществить какое-то действие (скажем, открыть дверь) с помощью имеющихся предметов, совсем для этого не предназначенных.

Неплохо также показать ребёнку, что ещё можно делать на компьютере – кроме игр, например, рисовать. Есть детские графические редакторы (например, TuxPaint), которые по своему интерфейсу граничат с играми, есть и 3D-редакторы такого рода, и знакомство с компьютерной графикой можно начинать с таких программ (а впоследствии – как знать – она может стать и профессией).

Итак, бояться компьютерных игр не нужно. Их надо использовать в деле воспитания!

mas
Марк Блау

Очень правильно написанная статья! Без охов и ахов, все по делу.

deb
Иван Иванов

хорошая статья, у меня у знакомых дети фанаты игр, за уши не вытащишь из за компьютера, страдает школа, учеба, родители ничего не могут поделать, для них это очень важный вопрос, что им делать, дети не понимают, подходов чтоб эту ситуацию поменять, родители не могут найти

spe
Милана Гейко

заинтересовало название статьи, хотя в жизни не сталкивалась с серьезной проблемой детской игроманией... а написано хорошо все, правильно и полезно.:):):)+++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+