icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
 ультура и искусство

 ак заболел театром кн€зь ќболенский

  • 1725
  • 4

 ак заболел театром кн€зь ќболенский

 
  весне 1883 года »стомин- астровский, отставной подпоручик, старый и весьма неплохой актер, никакой режиссер и совершенно бездарный антрепренер окончательно развалил и репертуар театра, оставив в нем единственно лишь низкосортные оперетки типа Ђѕоцелуев на вес золотаї и Ђ упчих в сет€хї, и сам театр. ¬ конечном итоге его принудили передать театр Ђпо доверенностиї новому антрепренеру, вз€вшему √ородской театр в аренду, казанскому актеру ѕавлу ƒмитриевичу Ћенскому. ¬ городе его хорошо знали, любили, как актера, а кроме того, за ним т€нулс€ шлейф бывшего артиста »мператорского јлександринского театра, что дл€ казанской публики служило высшим доказательством мастерства и таланта. √лавное же, что склонило городскую ƒуму (в ведении которой был театр) передать аренду театра именно ему, было то, что ѕавел ƒмитриевич только по сцене был Ћенским. Ќасто€щей же его фамилией была одна из самых знаменитых и древнейших на –уси фамилий, принадлежавших к роду –юриковичей Ц кн€зь ќболенский.

≈го судьба была, наверное, самой €ркой иллюстрацией бытующей испокон веков на –уси поговорки Ђохота пуще неволиї.  н€зь ќболенский очень хотел видеть себ€ на сцене. — юных лет посеща€ столичные театры, он пример€л на себ€ роли героев Ўекспира и Ўиллера, а с по€влением пьес ј.Ќ. ќстровского буквально Ђзаболелї театром.

ѕоначалу жизненные обсто€тельства не позвол€ли ему воплотить мечту своей жизни в каждодневную реальность. ѕрофесси€ актера считалась в годы его юности и молодости самой презренной из всех Ђинтеллигентныхї профессий. —коль-нибудь облаченные чинами и должност€ми люди считали зазорным дл€ себ€ даже подать актеру руку, как это было, например, в  азани до по€влени€ в ней в 1852 году актера и антрепренера из двор€н Ќикола€  арловича ћилославского.

–езко и многое изменилось в 60-е годы в период Ђдемократизацииї российских устоев при императоре јлександре II ќсвободителе. ј еще через дес€ть лет, в 1874 году, когда ѕавлу ƒмитриевичу исполнилось уже 42 года, на јлександринской сцене состо€лс€ весьма удачный дебют актера с фамилией Ћенский. ќн был прин€т в труппу театра и довольно успешно играл в нем роли вс€кого рода фатов и резонеров. Ѕыл он, по словам историка казанского театра ».ј. рути, насто€щим профессионалом, но в число первых актеров »мператорской сцены не вышел и прин€л дл€ себ€ решение переехать в провинцию и зан€ть там, естественно, ведущее место. ќн выбрал  азань и труппу ѕ.ћ. ћедведева, считавшуюс€ лучшей в провинциальной –оссии. ¬ ней он с большим успехом отыграл сезон 1879/1880 года, а когда срок аренды у ћедведева вышел, и он уехал, Ћенский осталс€ в  азани.

ќн с большим подъемом играл у никчемного антрепренера и режиссера »стомина- астровского один сезон за другим, часто выруча€ спектакли от провала. Ќо репертуар становилс€ все хуже, сборы та€ли, хорошие актеры буквально разбегались из труппы бездарного антрепренера. Ќаконец, весной 1883 года театр прин€л Ћенский, всегда отличавшийс€, как писал о нем ».ј.  рути, Ђбольшой начитанностью и несомненной интеллигентностьюї.

ќн начал с восстановлени€ элементарного пор€дка. ѕоначалу все шло ладно. Ђ“еатр (стал) хорошо освещен, Ц писал Ђ¬олжский вестникї в є37 от 1883 года, Ц введены маленькие афиши вместо традиционных в провинции громадных бумажных простынь, антракты коротки, и спектакли не зат€гиваютс€, всюду вывешены объ€влени€, приглашающие посетителей словесно или письменно обращатьс€ в контору при вс€кого рода неудовольстви€х и недоразумени€х, словом, во всем заметно внимательное отношение антрепренера к публикеї.

Ѕыл качественно улучшен репертуар. ¬место Ђ упчих в сет€хї пошли Ђ“аланты и поклонникиї, ЂЅокаччиої, Ђ√амлетї. Ѕыли приглашены на гастроли ¬.¬. „арский и ћ.“. »ванов- озельский Ц любимцы казанской публики. Ћенского театралы стали уважительно звать не иначе, как Ђнаш артист-антрепренерї.

¬есной 1883 года в ћоскве оформилось ѕервое ћосковское товарищество русских драматических артистов, в состав которого вошли, конечно, и инициаторы его, ведущие артисты ћосковского русского театра јндреев-Ѕурлак, ѕисарев и √лама-ћещерска€. ѕо окончании зимнего сезона в ћоскве, они решили предприн€ть гастрольную поездку по ¬олге, и в мае прибыли в  азань.

»грали, преимущественно, ќстровского. —ам Ћенский в ЂЋесеї играл купеческого сына ѕетра ¬осьмибратова, а в спектакле ЂЅедность не порокї Ц Ћюбима “орцова, пь€ницу и гул€ку. »грал превосходно, сразу Ђвписавшисьї в компанию московских гастролеров.

Ёти спектакли Ђпривлекли такую массу публики, Ц писал є 39 Ђ азанских губернских ведомостейї за 1883 год, Ц что театр буквально ломилс€Е ƒаже ставились приставные стуль€ї.

—боры получились выше ожидаемых. ѕодобна€ истори€ повторилась (правда, с несколько меньшим накалом) и в новый приезд Ђ“овариществаї в мае 1884 года. Ћенский, посчитав, очевидно, дело поставленным, отпустил вожжи. » дисциплина резко упала.  роме того, потака€ запросам Ђмещанскойї публики, Ћенский включил в репертуар Ђƒонну ∆уанитуї и Ђ“айны  анарских острововї, отпугнув тем самым часть завз€тых театралов, ибо данные пьески, годные разве что дл€ летних увеселительных садов, совершенно не годились дл€ √ородского театра.  роме того, новое и запоздалое Ђзакручивание гаекї вызвало уже недовольство труппы. Ќазрел конфликт между антрепренером и актерами, приведший к отказу Ћенского от антрепризы в самый разгар сезона 1884/1885 года.

јнтрепризу в  азани вот уже в третий раз прин€л ѕетр ћихайлович ћедведев, а Ћенский вернулс€ в р€ды простых актеров.

¬  азани его любили.  ажетс€, никто лучше его не играл  речинского и —калозуба. ѕо крайней мере, здесь, в  азани, он был величиной є 1.

¬ 1888 году он принимает предложение от театра  орша и уезжает в ћоскву, а в 1890-м возвращаетс€ в јлександринский театр. ¬  азань он приедет уже как гастролер в 1891 году вместе со звездами јлександринского »мператорского театра  .ј. ¬арламовым и ѕ.ћ. ћедведевым. ќни сыграют в театре ѕанаевского сада семь спектаклей. Ћенский снова будет блистать в роли  речинского и Ћюбима “орцова, срыва€ аплодисменты едва ли не каждым своим выходом. ¬прочем, как и остальные актеры. ¬едь ¬арламова и ћедведева казанцы тоже считали своими.

¬ 1895 году Ћенский будет держать антрепризу в —трельне, уже не соверша€ Ђказанских ошибокї. ј потом будет преподавать драматической искусство в ѕетербургском театральном училище.

ќн окончит свой жизненный путь в 1910 году. √лавна€ мечта его жизни сбылась, Ц ведь и Ђохота пуще неволиї, бывает, приносит счастье.


spe
Ќадежда «аколюкина

„еловек был в "своей тарелке". „итать было очень легко. ќп€ть стиль написани€ изменилс€+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+