Уже годовалый ребенок пытается черкать карандашом по бумаге. Разумеется, изобразить что-то конкретное в этом возрасте малыш неспособен, рисование становится для него и проявлением двигательной активности, и выражением эмоций – коммуникативным актом. Мне вспоминается случай, когда мой сын – уже в более старшем возрасте, около 2 лет – почти полностью закрасил простым карандашом лист бумаги и объяснил: «Это дик!» Слово «дико» у него означало «страшно» – видимо, он изобразил абстрактный образ страха…
Неудивительно, что первые попытки рисования относятся к годовалому возрасту. Это первый возрастной кризис, когда появляются предвестники осознания себя (в том числе и как протестные реакции). Рисование, таким образом – первая попытка выразить себя.
Изобразительное искусство по природе своей связано с конкретными образами окружающего мира (только в искусстве ХХ века возникла абстрактная живопись, и то не все ее принимают). В дошкольном же возрасте развивается определенный вид мышления – конкретно-образное. Время абстрактного мышления настанет позже, а сейчас ребенок учится оперировать образами. Рисование позволяет не только воспринимать образы, но и создавать, воспроизводить их. Пусть они будут далеки от оригинала (никто ведь не ждет фотографической точности от детских рисунков), но это будет активное действие с образами. Такое активное действие тренирует мышление, как действия с гантелями тренирует мышцы.
Ребенок не только рисует знакомые образы, он еще и пытается воспроизвести собственные фантазии. Рисование, таким образом, становится еще и орудием формирующегося воображения.
Еще не научившись толком рисовать, ребенок пытается объяснить родителям значение своих «каракулей». Отмахиваться от таких разъяснений нельзя ни в коем случае, наоборот, надо активно беседовать с ребенком о его рисунках – это способствует развитию речи.
Рисование не только развивает ребенка. Детские рисунки могут многое рассказать о том, чем он живет, что его тревожит, чего он боится. На рисунках построены многие психологические тесты, которые применяются в том числе и в работе с детьми. Но даже без всяких тестов далекий от психологии родитель должен насторожиться, если ребенок чаще всего рисует монстров, оружие и кровь.
Психологи и психотерапевты применяют рисование не только для диагностики, но и для лечения некоторых расстройств. Это называется арт-терапией. Например, при лечении детских страхов ребенка часто просят «нарисовать свой страх». Такая конкретизация – первый шаг к избавлению от страха.