icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Как влияет рисование на мышление ребенка?

  • 1295
  • 0

Как влияет рисование на мышление ребенка?

Р
Рисовать любят все дети – не только те, кто обладает талантом к живописи и в будущем станет великим художником. Такие дети продолжают рисовать и в подростковом возрасте, в то время как другие перестают это делать (не считая школьных уроков изобразительного искусства). Но в дошкольном и младшем школьном возрасте через рисование проходят все дети. Более того, если ребенок почему-то отвергает рисование (такое хоть и редко, но все-таки случается), впоследствии он испытывает серьезные трудности в школе – и с освоением письма, чтения, правил русского языка, и даже с математикой.

Уже годовалый ребенок пытается черкать карандашом по бумаге. Разумеется, изобразить что-то конкретное в этом возрасте малыш неспособен, рисование становится для него и проявлением двигательной активности, и выражением эмоций – коммуникативным актом. Мне вспоминается случай, когда мой сын – уже в более старшем возрасте, около 2 лет – почти полностью закрасил простым карандашом лист бумаги и объяснил: «Это дик!» Слово «дико» у него означало «страшно» – видимо, он изобразил абстрактный образ страха…

Неудивительно, что первые попытки рисования относятся к годовалому возрасту. Это первый возрастной кризис, когда появляются предвестники осознания себя (в том числе и как протестные реакции). Рисование, таким образом – первая попытка выразить себя.

Изобразительное искусство по природе своей связано с конкретными образами окружающего мира (только в искусстве ХХ века возникла абстрактная живопись, и то не все ее принимают). В дошкольном же возрасте развивается определенный вид мышления – конкретно-образное. Время абстрактного мышления настанет позже, а сейчас ребенок учится оперировать образами. Рисование позволяет не только воспринимать образы, но и создавать, воспроизводить их. Пусть они будут далеки от оригинала (никто ведь не ждет фотографической точности от детских рисунков), но это будет активное действие с образами. Такое активное действие тренирует мышление, как действия с гантелями тренирует мышцы.

Ребенок не только рисует знакомые образы, он еще и пытается воспроизвести собственные фантазии. Рисование, таким образом, становится еще и орудием формирующегося воображения.

Еще не научившись толком рисовать, ребенок пытается объяснить родителям значение своих «каракулей». Отмахиваться от таких разъяснений нельзя ни в коем случае, наоборот, надо активно беседовать с ребенком о его рисунках – это способствует развитию речи.

Рисование не только развивает ребенка. Детские рисунки могут многое рассказать о том, чем он живет, что его тревожит, чего он боится. На рисунках построены многие психологические тесты, которые применяются в том числе и в работе с детьми. Но даже без всяких тестов далекий от психологии родитель должен насторожиться, если ребенок чаще всего рисует монстров, оружие и кровь.

Психологи и психотерапевты применяют рисование не только для диагностики, но и для лечения некоторых расстройств. Это называется арт-терапией. Например, при лечении детских страхов ребенка часто просят «нарисовать свой страх». Такая конкретизация – первый шаг к избавлению от страха.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+