icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

 ак вли€ет рисование на мышление ребенка?

  • 1030
  • 0

 ак вли€ет рисование на мышление ребенка?

–исовать люб€т все дети Ц не только те, кто обладает талантом к живописи и в будущем станет великим художником. “акие дети продолжают рисовать и в подростковом возрасте, в то врем€ как другие перестают это делать (не счита€ школьных уроков изобразительного искусства). Ќо в дошкольном и младшем школьном возрасте через рисование проход€т все дети. Ѕолее того, если ребенок почему-то отвергает рисование (такое хоть и редко, но все-таки случаетс€), впоследствии он испытывает серьезные трудности в школе Ц и с освоением письма, чтени€, правил русского €зыка, и даже с математикой.

”же годовалый ребенок пытаетс€ черкать карандашом по бумаге. –азумеетс€, изобразить что-то конкретное в этом возрасте малыш неспособен, рисование становитс€ дл€ него и про€влением двигательной активности, и выражением эмоций Ц коммуникативным актом. ћне вспоминаетс€ случай, когда мой сын Ц уже в более старшем возрасте, около 2 лет Ц почти полностью закрасил простым карандашом лист бумаги и объ€снил: ЂЁто дик!ї —лово Ђдикої у него означало Ђстрашної Ц видимо, он изобразил абстрактный образ страхаЕ

Ќеудивительно, что первые попытки рисовани€ относ€тс€ к годовалому возрасту. Ёто первый возрастной кризис, когда по€вл€ютс€ предвестники осознани€ себ€ (в том числе и как протестные реакции). –исование, таким образом Ц перва€ попытка выразить себ€.

»зобразительное искусство по природе своей св€зано с конкретными образами окружающего мира (только в искусстве ’’ века возникла абстрактна€ живопись, и то не все ее принимают). ¬ дошкольном же возрасте развиваетс€ определенный вид мышлени€ Ц конкретно-образное. ¬рем€ абстрактного мышлени€ настанет позже, а сейчас ребенок учитс€ оперировать образами. –исование позвол€ет не только воспринимать образы, но и создавать, воспроизводить их. ѕусть они будут далеки от оригинала (никто ведь не ждет фотографической точности от детских рисунков), но это будет активное действие с образами. “акое активное действие тренирует мышление, как действи€ с гантел€ми тренирует мышцы.

–ебенок не только рисует знакомые образы, он еще и пытаетс€ воспроизвести собственные фантазии. –исование, таким образом, становитс€ еще и орудием формирующегос€ воображени€.

≈ще не научившись толком рисовать, ребенок пытаетс€ объ€снить родител€м значение своих Ђкаракулейї. ќтмахиватьс€ от таких разъ€снений нельз€ ни в коем случае, наоборот, надо активно беседовать с ребенком о его рисунках Ц это способствует развитию речи.

–исование не только развивает ребенка. ƒетские рисунки могут многое рассказать о том, чем он живет, что его тревожит, чего он боитс€. Ќа рисунках построены многие психологические тесты, которые примен€ютс€ в том числе и в работе с детьми. Ќо даже без вс€ких тестов далекий от психологии родитель должен насторожитьс€, если ребенок чаще всего рисует монстров, оружие и кровь.

ѕсихологи и психотерапевты примен€ют рисование не только дл€ диагностики, но и дл€ лечени€ некоторых расстройств. Ёто называетс€ арт-терапией. Ќапример, при лечении детских страхов ребенка часто прос€т Ђнарисовать свой страхї. “ака€ конкретизаци€ Ц первый шаг к избавлению от страха.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+