Начнем с того, от какого критерия нужно сразу же отказаться – это так называемая престижность и востребованность. Во-первых, «престижная» профессия – это та специальность, на которую именно сейчас в вуз не кинется только ленивый, а вузы рады будут увеличить прием (особенно на платные места) – ведь принцип «спрос рождает предложение» никто не отменял. В результате через пять лет молодых специалистов, ищущих работу по этой профессии, будет столько, что работодатели будут в них копаться, как в мусоре – следовательно, изрядный процент безработных гарантирован.
Не стоит ориентироваться и такой критерий, как высокая зарплата. Все-таки в пределах любой специальности уровень доходов определяется уровнем профессионализма, и с этой точки зрения работа маляра может оказаться более выгодной, чем работа адвоката, если маляр – настоящий мастер своего дела, а адвокат – посредственность.
Весьма коварная «западня» – семейные традиции. Профессиональная династия – это, конечно, замечательно, но любая традиция становится порочной, когда начинает «ломать» человека. Если в какой-то семье отец, дед и прадед были прекрасными хирургами – это не значит, что таким же хорошим врачом станет сын и внук. Если юноша не чувствует в себе призвания к медицинской профессии – пусть лучше прервется профессиональная династия, чем пострадает и он, и его пациенты.
К слову, наследование профессии далеко не всегда гарантирует результат. Например, в роду Бахов все были музыкантами, начиная с XVI века, а много ли вы можете назвать великих имен? Иоганн Себастьян да его сын Филипп Иммануил – вот и все. Да и сын В.А. Моцарта, хоть и стал музыкантом и композитором, как отец, особых высот в этом деле не достиг.
Выбирая профессию, нужно исходить из двух критериев: «Чем я могу заниматься?» и «Чем я хочу заниматься?» Критерии эти взаимосвязаны: как правило, делом, к которому лежит душа – будь то музыка, шитье, столярное дело или кулинария – люди начинают заниматься еще в школьные годы, и до поступления в колледж, вуз, техникум или профессиональный лицей уже успевают и приобрести некоторые навыки, и оценить собственные способности.
Если же молодому человеку трудно принять решение, на помощь приходят профориентационные тесты. Они ориентируются на классификации профессий, самая известная из которых подразделяет их на типы и классы.
Подразделение на типы соответствует предмету труда: «Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – Природа», «Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ».
Классы профессий связаны с характером труда. Гностические профессии предполагают распознавание, оценивание, контроль, классификацию (лаборант, приемщик готовых изделий, корректор). Преобразующие связаны с активным воздействием на что-либо – это и плотник, и реставратор, и даже учитель.
В изыскательских профессиях требуется что-то придумывать, изобретать – будь то фасон платья по фигуре заказчицы, новый рецепт пирожного или сценарий фильма.
Конечно, это разделение условно – например, профессия дирижера это и «Человек – Художественный образ», и «Человек – Человек». Учитель одновременно и активно воздействует на учащихся, и изобретает новые применения педагогических методик. И все же такая классификация в определенной степени помогает найти свое место в мире профессий.