Что при этом происходит? Телесная оболочка разрушается, душа же, которая, как известно, бессмертна, отправляется в свой новый дом и будет обитать там до тех пор, пока Господь не провозгласит о Дне Воскрешения. Тогда оба мира объединятся, и наступит счастье. А что делать до этого момента? Ждать и не горевать об усопших, потому что они, хоть и мертвы, но помнят о нас и ждут с нами встречи. Жаль только, что бывает это редко – всего одни раз в году, правда целых два дня. И их следует отмечать самым достойным образом.
Мексика 1 и 2 ноября не работает, во всех учреждениях устанавливаются алтари – ворота для мертвых, а магазины завалены товарами в виде черепов и гробиков. Вы никогда не ели шоколадный череп? А вафельный гробик не пробовали? Срочно в Мексику, там вас от души угостят этими вкусняшками. Да еще и предложат соответствующий костюмчик и макияж. Ваше личико раскрасят белой и черной красками, и вы станете похожи на очаровательный череп или труп, пролежавший, как минимум, три года в земле.
Весь день и 1, и 2 ноября расписан буквально по минутам. Дел уйма. Нужно поставить алтарь и украсить его желтыми бархатцами. Эти цветы в Мексике называют flor del muerto. Цветы мертвых призваны на праздник не только для украшения, они еще выполняет роль магнита, притягивая души, и роль односторонней телефонной связи. Мертвые могут слышать живых, прикладывая голову к бархатцам, а живые мертвых, увы, нет.
Затем подумать об угощении. Меню известно заранее, поэтому с его составлением трудностей не бывает – хозяйки готовят то, что любили ушедшие в мир теней родственники. Первого ноября поминают всех умерших деток и младенцев, поэтому в этот день на столах преимущественно сладкие блюда. Второго ноября происходит поминание взрослых, тут уже текила льется рекой, и блюда на стол подаются в основном овощные, мясные и очень острые.
Дальше нужно посетить кладбище. И делается это вовсе не для того, чтобы поплакать, лежа на могиле. Там тоже свои ритуалы. Сначала наводится порядок, потом все начинают украшать теми же оранжевыми бархатцами крест и плиту. Расставляют свечи, угощение, напитки, и начинается пир горой. Звуки музыки мариачи приятно и живым, и мертвым, а радость от встречи с духами родных и близких скрывать не принято. По этой причине все радуются – поют и танцуют, едят и пьют. Настоящий праздник, одинаково приятный и живым, и мертвым.
Смертно только тело, а связь живых и мертвых душ, родных и любимых, прервать невозможно. За костями умерших родственников принято ухаживать так же, как за живыми. В городке Помуч можно увидеть страшный, с точки зрения любого европейца, ритуал. Через три года после похорон, 1 ноября, родственники вскрывают могилу, очищают кости, моют их в специальном растворе, а потом складывают в красивый ящик или коробку. Для ритуала женщины вышивают большое покрывало, которое одним концом стелют на дно, а другим укрывают кости так, чтобы был виден только череп.
Для эксгумации собирается вся семья, друзья и соседи, исключения не делают даже для маленьких детей и беременных женщин. Для мексиканца нет ничего противоестественного в таком близком общении со смертью, прахом и тленом. Он моет кости умершего так же спокойно, как делал бы это, ежевечерне купая немощного старика или младенца. Этот ритуал – обычная для мексиканца демонстрация любви и уважения к ушедшему в иной мир, и никак иначе не рассматривается. А через год процедура повторится, и только потом кости спрячут в оссуарий, поставив рядом с останками других родственников.
С точки зрения просвещенных европейцев, мексиканцы – варвары и дикари, застрявшие где-то на заре человечества. С точки зрения мексиканцев, мы – личности, которым суждено блуждать в потемках без света знаний. Мы боимся того, чего бояться не следует, - смерти. На чьей стороне правда? Кто рассудит? Мы же спорить не станем, потому что бесполезное это дело – переубеждать истинно верящих.