icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Интересные факты

Как театры выбирают для себя занавес?

  • 744
  • 2

Как театры выбирают для себя занавес?

З
«Занавес»… это слово представляется настолько естественным завершением драматического произведения, что сейчас нам уже трудно представить, что когда-то занавесов в театрах не было – именно поэтому в финале «Гамлета» появляется фраза «Уносите мертвецов», актеры того времени действительно должны были уносить со сцены коллег, чьи персонажи погибали по ходу дела, дабы не разрушать образа вставанием на глазах зрителей… Но не только это скрывает от глаз зрителей занавес: зрителям незачем видеть, как меняют декорации – да и вообще занавес отделяет реальный мир от того иллюзорного, волшебного мира спектакля, который «живет своей жизнью на сцене». Какие же бывают театральные занавесы?

По своей конструкции они делятся на подъемные и раздвижные. Поднимающийся занавес выглядит более величественно, а раздвигающийся – более «воздушно» и даже эмоционально. По установившейся традиции, раздвижные занавесы прижились в драматических театрах, а подъемные – в театрах оперы и балета.

В любом театре имеются два вида занавесов – антрактовый и игровой, который по-другому называется интермедийным. Антрактовый занавес – это часть постоянного оборудования сцены, его смена – такое же событие, как ремонт зала. Как правило, на нем не бывает никаких изображений – разве что в качестве памяти о каком-то исключительном событии из истории того или иного театра (например, на занавесе МХАТа изображена чайка – в память о постановке чеховской «Чайки» в год основания театра).

В противположность антрактовому, интермедийный занавес всегда украшен какими-то изображениями, связанными с пьесой – это нечто вроде «изобразительной увертюры» к постановке.

До сих пор мы говорили о театральном занавесе как о явлении безусловно материальном… но, оказывается, так бывает не всегда. Театральный занавес вполне может состоять из… света, точнее – из подсвеченных частиц, висящих в воздухе. Как делается такой световой занавес?

Его создают прожектора, смонтированные по вертикальным линиям с двух сторон, а лишнюю засветку блокируют светопоглощающие черные бархатные кулисы, но может применяться и прожекторная рампа. Такой «занавес» – это не столько способ скрыть от глаз зрителя сцену (хотя при желании можно достичь и такого эффекта), сколько сценический прием, «окрашивающий» в особые тона происходящее на сцене.

Современные театральные занавесы поражают красотой и великолепием, и тем более удивительным кажется тот факт, что до сих пор – как и во времена У.Шекспира – существуют театры, которые обходятся без занавеса. Впрочем, такие театры тоже прекрасно справляются: затемнение, переключение света, чередование статичных («застывших») и подвижных мизансцен.

А как же обстоит дело с «железным занавесом»? Это образное выражение, обозначающее вполне определенную государственную политику, знакомо нам всем – но, оказывается, в театрах и концертных залах существуют вполне реальные железные занавесы. Это часть системы противопожарной безопасности: в случае возгорания железный занавес не дает огню перекинуться со сцены в зрительный зал или наоборот.

mas
Марк Блау

Обыденные вещи описать тяжелее, чем нечто необычное. Замечательная информативная статья о такой банальности, как театральный занавес!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+