icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Как сдать экзамен без подготовки?

  • 661
  • 3

Как сдать экзамен без подготовки?

О
«От сессии до сессии живут студенты весело», – поется в известном образце студенческого фольклора. Почему так происходит, однозначно ответить трудно: кто-то связывает это с нашим национальным менталитетом, сформированном в зоне рискованного земледелия, кто-то – с недобором в вузах, когда преподаватели вынуждены дрожать за свою нагрузку больше, чем студенты за свои места. Но какова бы ни была причина, такая ситуация наблюдается достаточно часто, чтобы о ней стоило говорить: необходимость сдавать экзамен, не готовясь к нему. Как же выйти из положения несчастному представителю студенческого сословия?

В «качестве профилактической меры» рекомендуется с исключительной аккуратностью посещать все лекции и как можно чаще отвечать на семинарах, причем при подготовке «совать нос» не только в ту литературу, которую рекомендовал преподаватель, но и искать что-то самому. Не будет лишним также задавать преподавателю интересные вопросы и внимательно выслушивать ответы. Во-первых, преподаватель заметит и ваши старания, и знания, которые вы продемонстрируете на семинарах, и будет некоторая надежда, что на экзамене вас не станут спрашивать вообще, а поставят хорошую оценку «автоматом». Особенно велика такая вероятность на заочном отделении, где сессия проводится «в режиме спрессованного времени», и преподаватели вынуждены время экономить.

Во-вторых, благодаря такой тактике хоть что-то у вас в голове останется (причем не только то, что написано в учебниках), и если даже вы не станете готовиться к экзамену целенаправленно, эта информация может «всплыть» в нужный момент. Хорошо, если всплывет именно то, что отсутствует в учебниках, но прозвучало на лекции или в вашей личной беседе с преподавателем.

В выигрышном положении находятся те студенты, которые совмещают учебу с работой по специальности. В этом случае можно попытаться «вытянуть» ответ из своего собственного опыта. Так, однажды мне на экзамене по педагогической психологии попался вопрос о распределении внимания на уроке, который я «добросовестно» не выучила и даже не нашла материала (дать нам – заочникам – на лекциях успевали очень немного), я вспомнила свой опыт работы с оркестром на дирижерской практике в училище (это ведь тоже работы с группой людей) – и смогла ответить на «отлично». Но следует заметить, что этот метод годится только для вопросов практической направленности, выдать научные определения или описать научные теории он не поможет.

В связи с данной проблемой вспоминается мне один студент консерватории, о котором рассказывали коллеги: какое бы произведение он ни начинал играть – будь то Бах или Чайкин – к конце всегда сводил на «Семь-сорок». Студент, не подготовившийся к экзамену, тоже может попробовать нечто подобное: свести вопрос, который ему попался, к той единственной теме, которую он все-таки знает – ведь не может же он, в самом деле, не знать по предмету абсолютно ничего («сферического студента в вакууме», который не посетил абсолютно ни одной лекции, ни одного семинара и ни разу в течение семестра не заглянул в учебник, мы не рассматриваем, это уже серьезная патология, излечимая только хирургическими методами путем удаления студента из вуза). С некоторыми преподавателями это может сработать – поставят «тройку» за то, что студент знает хоть что-то… но только с некоторыми, недостаточно строгими.

В качестве вспомогательных мер можно рекомендовать некоторые психологические приемы: во время, отведенное на подготовку к ответу, изображайте бурную деятельность – «увлеченно» что-то пишите на листке бумаги (не все преподаватели требуют его сдавать – так что писать можно что угодно), когда сядете напротив преподавателя, постарайтесь скопировать его позу. Взгляд направляйте на переносицу – это создает у собеседника впечатление, что вы смотрите ему прямо в глаза, следовательно, убеждает в вашей уверенности в себе.

Возможно, эти приемы помогут кому-то «выкрутиться», но все же… представьте себе, что это не вы, а кто-то другой сдает экзамены абы как, с «абсолютным нулем» в голове. Представьте, что этот человек получит диплом, пойдет работать – и именно вы будете пользоваться его услугами. Хотите вы лечиться у такого врача, доверить такому адвокату защиту ваших интересов в суде или жить в доме, который проектировал такой архитектор?

top
Halida Rojkova

А шпаргалки, вовремя переданные сердобольными однокурсниками?! Чаще всего именно они выручают таких нерадивых студентов. Но смех смехом, а последний абзац стоило бы выучить каждому нерадивому студенту.

mas
Евгений Багдерин

Для чего поступать в ВУЗ, если не посещать лекции и не получать знания?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+