В «качестве профилактической меры» рекомендуется с исключительной аккуратностью посещать все лекции и как можно чаще отвечать на семинарах, причем при подготовке «совать нос» не только в ту литературу, которую рекомендовал преподаватель, но и искать что-то самому. Не будет лишним также задавать преподавателю интересные вопросы и внимательно выслушивать ответы. Во-первых, преподаватель заметит и ваши старания, и знания, которые вы продемонстрируете на семинарах, и будет некоторая надежда, что на экзамене вас не станут спрашивать вообще, а поставят хорошую оценку «автоматом». Особенно велика такая вероятность на заочном отделении, где сессия проводится «в режиме спрессованного времени», и преподаватели вынуждены время экономить.
Во-вторых, благодаря такой тактике хоть что-то у вас в голове останется (причем не только то, что написано в учебниках), и если даже вы не станете готовиться к экзамену целенаправленно, эта информация может «всплыть» в нужный момент. Хорошо, если всплывет именно то, что отсутствует в учебниках, но прозвучало на лекции или в вашей личной беседе с преподавателем.
В выигрышном положении находятся те студенты, которые совмещают учебу с работой по специальности. В этом случае можно попытаться «вытянуть» ответ из своего собственного опыта. Так, однажды мне на экзамене по педагогической психологии попался вопрос о распределении внимания на уроке, который я «добросовестно» не выучила и даже не нашла материала (дать нам – заочникам – на лекциях успевали очень немного), я вспомнила свой опыт работы с оркестром на дирижерской практике в училище (это ведь тоже работы с группой людей) – и смогла ответить на «отлично». Но следует заметить, что этот метод годится только для вопросов практической направленности, выдать научные определения или описать научные теории он не поможет.
В связи с данной проблемой вспоминается мне один студент консерватории, о котором рассказывали коллеги: какое бы произведение он ни начинал играть – будь то Бах или Чайкин – к конце всегда сводил на «Семь-сорок». Студент, не подготовившийся к экзамену, тоже может попробовать нечто подобное: свести вопрос, который ему попался, к той единственной теме, которую он все-таки знает – ведь не может же он, в самом деле, не знать по предмету абсолютно ничего («сферического студента в вакууме», который не посетил абсолютно ни одной лекции, ни одного семинара и ни разу в течение семестра не заглянул в учебник, мы не рассматриваем, это уже серьезная патология, излечимая только хирургическими методами путем удаления студента из вуза). С некоторыми преподавателями это может сработать – поставят «тройку» за то, что студент знает хоть что-то… но только с некоторыми, недостаточно строгими.
В качестве вспомогательных мер можно рекомендовать некоторые психологические приемы: во время, отведенное на подготовку к ответу, изображайте бурную деятельность – «увлеченно» что-то пишите на листке бумаги (не все преподаватели требуют его сдавать – так что писать можно что угодно), когда сядете напротив преподавателя, постарайтесь скопировать его позу. Взгляд направляйте на переносицу – это создает у собеседника впечатление, что вы смотрите ему прямо в глаза, следовательно, убеждает в вашей уверенности в себе.
Возможно, эти приемы помогут кому-то «выкрутиться», но все же… представьте себе, что это не вы, а кто-то другой сдает экзамены абы как, с «абсолютным нулем» в голове. Представьте, что этот человек получит диплом, пойдет работать – и именно вы будете пользоваться его услугами. Хотите вы лечиться у такого врача, доверить такому адвокату защиту ваших интересов в суде или жить в доме, который проектировал такой архитектор?