Художники-реалисты долго не воспринимали картины нового направления серьезно. Критика звучала со страниц газет. Журналы по искусству обсуждали и осуждали экспрессионистов. Казалось, что создано тупиковое направление в живописи. Тогда полагали год-два и оно заглохнет. Но экспрессионизм оказался весьма живучим. Именно критика привлекла к нему внимание. На художественной выставке в Париже в 1894 г. картины экспрессионистов разрешили разместить рядом с произведениями реалистов. Реалисты рассчитывали, что экспрессионизм не выдержит никакой критики, что посетители начнут сравнивать произведения и поймут, что только реальность достойна жизни.
Первые дни толпы зрителей окружали прекрасные пейзажи с овечками и пастушками, восхищались прекрасными телами красавиц, отдавали должное морской тематике, где французский флот громил на всех направлениях все остальные корабли. Среди общего шума относительно превосходства классических направлений неожиданно появились голоса, которые стали восхищаться настроением от новых картин. В один из вечеров из павильонов выставки были вынесены все произведения, которые явно или косвенно представляли новое направление в живописи. Тактический ход принес неожиданный отклик.
На следующий день в газетах появились статьи с заголовками: «Где новое искусство?», «Кто выкупил все впечатление?», «Реализм задавил экспрессионизм?». Поднятый шум заставил устроителей выставки вернуть картины на место. Теперь у произведений экспрессионистов возникли толпы посетителей, никто не шел к реалистам, а только в новом и модном направлении. Газеты пестрели сообщениями о продажах картин за океан – больше половины произведений экспрессионистов были выкуплены в течение пяти дней. Остальные картины были выставлены на аукционы, их цена взлетала многократно.
Сравнительно небогатые художники нового направления после продажи двух-трех своих произведений получали солидные состояния. С ними заключались контракты на написание тематических полотен. Некоторые получили приглашение на выезд и работу в США. Даже российские предприниматели отметились на выставке и купили несколько произведений (история умалчивает названия картин и имена авторов и покупателей). На выставке словно взорвалась бомба.
В течение нескольких лет реалисты не могли поправить свое положение. Модное направление живописи начало свое движение по всему миру. Но «закон маятника» - закон сохранения среднего эмоционального уровня сработал и в изобразительном искусстве. Реализм, принятый в качестве главного критерия при дворах царствующих особ, оказался живучим. Именно заказы портретов, панорам и пейзажей в классической манере позволили сохранить традиции реализма.
В учебной программе Сорбонны появились учебные часы, посвященные направлению экспрессионизма. Первые учебники, где упоминалось это направление, критиковали его как упадническое. Время все расставило по своим местам, сегодня экспрессионизм принят, как одно из интересных направлений в изобразительном искусстве.
Интерес к этому направлению иногда возникает и у реалистов, а также просто любителей порисовать, привлекло оно и меня. Небольшая проба представлена на заставке. Попытался показать, как утренний свет играет на море. Это больше фантазия, нежели реальное произведение, но право на эксперимент есть у каждого.