icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

 ак работает парус?

  • 1284
  • 7

 ак работает парус?

ѕ
ѕарус Ц гениальное изобретение, сравнимое по своему значению с колесом. ≈сли колесо позволило люд€м передвигатьс€ по суше, то благодар€ парусам люди научились ходить по морю. (ћор€ки не люб€т слово Ђплаватьї и замен€ют его словом Ђходитьї. ќни считают, что плавает в воде только вс€ка€ др€нь.  орабли же ход€т по мор€м, по волнам.)

ѕарус Ц это кусок прочного полотна, верхн€€ часть которого закреплена на поперечной мачте, рее, а нижн€€ часть прикрепл€етс€ к палубе. “акие паруса называютс€ пр€мыми. ≈сли ветер дует в пр€мой парус, этот парус т€нет корабль вперед.

ј вот теперь разберемс€, как возникает т€нуща€ сила. ѕолотно паруса образует преп€тствие на пути ветра. ¬оздушный поток пытаетс€ обойти это преп€тствие, раздел€етс€ на потоки и огибает парусину. ѕри этом за парусом воздушные потоки превращаютс€ в вихри. ¬ вихревой зоне воздух движетс€ быстрее. —огласно одному из главных законов гидро- и аэродинамики, открытом в 1738 году ƒаниилом Ѕернулли, чем быстрее скорость движени€ потока, тем ниже в нем внутреннее давление. “аким образом, за парусом, там, где образуетс€ вихрева€ зона, возникает область пониженного давлени€. ѕод вли€нием разницы давлений парус выгибаетс€ вперед и как бы вт€гиваетс€ в зону разр€жени€ сам и вт€гивает туда вслед за собой весь корабль.

ясно, что если ветер крепкий и попутный, корабль будет нестись вперед в согласии с описанием ј.—.ѕушкина:

¬етер по морю гул€ет

» кораблик подгон€ет.

ќн летит себе в волнах

Ќа раздутых парусах.

Ќу, а если ветер не Ђгул€етї? »ли Ђгул€етї, да не в ту сторону? —идеть у мор€ и ждать погоды? Ќет, конечно.

¬о-первых, парусные суда часто используют движение под углом к попутному ветру, или как говор€т мор€ки Ђход€т галсамиї. ƒвижение галсами возможно благодар€ тому, что у любого уважающего себ€ морского судна имеетс€ киль, подводна€ часть, преп€тствующа€ боковому смещению корабл€. ѕоэтому когда ветер дует в паруса немного сбоку, его силу т€ги можно разделить на две силы Ц по оси корабл€ и перпендикул€рно этой оси. ѕерва€ т€нет корабль вперед (под некоторым углом к направлению ветра), втора€ толкала бы корабль в сторону, но этому движению преп€тствует сопротивление кил€ корабл€.

ћор€ки различают движение левым галсом, когда ветер дует в левый борт, и движение правым галсом, когда ветер дует в правый борт.

Ќо мореходные хитрости позвол€ют двигатьс€ даже навстречу ветру. ƒл€ этого на корабл€х, кроме пр€мых парусов став€т также паруса косые. ѕередн€€ часть косого паруса (передн€€ шкаторина) закрепл€етс€ на одной из мачт корабл€, что позвол€ет парусу поворачиватьс€ на некоторый угол по отношению к оси судна. ѕри таком повороте встречный поток воздуха обдувает парус, который при этом выгибаетс€ наподобие самолетного крыла. “ак же как и в крыле при обтекании его набегающим потоком воздуха возникает подъемна€ сила, направленна€ вверх, в косом парусе под воздействием встречного ветра возникает сила т€ги направленна€ навстречу дующему ветру. Ѕлагодар€ косым парусам корабль может двигатьс€ против ветра! “акое движение называетс€ движением Ђвстречными галсамиї

Ѕлагодар€ высоким мачтам, оснащенным пр€мыми парусами, корабли стал быстрыми, а косые паруса позволили им стать более маневренными. ¬плоть до 1870-х годов парусники царили на мор€х, а потом их сменили пароходы, суда более быстрые, более грузоподъемные, но, конечно, гораздо менее романтичные.


pro
“амара ћеркулова

Ќесколько раз путешествовала на парусной €хте. “ам с парусами управл€етс€ автоматика. Ќо все равно удивл€лась, как капитан все эти маневры выполн€ет, а главное, как они все привод€т к тому, что капитан хотел.

ј перед парусом, в самом деле, всегда при€тный сквозн€чок. “еперь пон€тно, почему. ¬ихрева€ зона.

pro
—емен ÷ыгановский

’орошее объ€снение основных принципов кораблевождени€. » иллюстраци€ симпатична€.

deb
јнатолий ѕастухов

∆аль, но на море сейчас очень редко можно увидеть парусное судно. ¬ремена романтики прошли. ѕонимаю тех, кто ностальгирует по ним.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+