Поскольку в основе самого этого термина лежит слово «market», то есть рынок, то и «плясать» следует именно от этого слова и понятия. Стало быть, маркетингом при выборе поставщиков является концепция рыночного хозяйствования производственно-сбытовой деятельностью компании или организации, направленная на оптимальный выбор поставщиков сырья, товаров и услуг посредством их всестороннего анализа с целью выбора наиболее оптимальных и выгодных условий.
Маркетинг при выборе поставщиков, это работа, а точнее, исследование для принятия решения, за которым последует покупка сырья, товаров или услуг.
Процесс принятия решения по выбору поставщика будет зависеть от нескольких факторов. Если поставщик известен и покупка товара у него обычная, совершаемая периодически и без каких либо изменений, следует лишь удостовериться, как всегда, в соответствии товара его техническим характеристикам и затем оценить результаты покупки.
Поиск же нового поставщика – это целая наука. К примеру, предприятие решило выпускать новый товар, и ему требуется для этого новое оборудование. Или прежний поставщик перестал удовлетворять требованиям компании. Бывает, что предприятие решило, к примеру, искать новое, более лучшее соотношение качество-цена. Как выбрать нового поставщика?
Это не просто, и не скоро.
Первое, с чего начинается выбор – это знакомство с рекламой, посещение выставок и получение информации о товаре или услугах от представителя фирмы. Здесь важно трезво и грамотно оценить ситуацию и не дать заморочить себе голову красивыми обещаниями. Кто занимается рекламой – классно умеет обманывать.
Затем следует досконально ознакомиться с общими характеристиками нужных вам товаров или услуг. Это надежность, долговечность, условия поставки, цены и так далее. Нелишне будет вступить в контакт с предполагаемым поставщиком относительно уяснения важнейших характеристик товара или услуг.
Стоит произвести функционально-стоимостной анализ: из чего сложилась стоимость товара поставщика, можно ли его изготовить с меньшими издержками, сопоставима ли стоимость товаров или услуг с его полезностью и нет ли товара такого же, но дешевле.
Затем выбираются наиболее устраивающие источники поставок нужного товара или услуги, после чего проводится детальный анализ каждого источника поставки в соответствии с уже разработанными критериями.
Таких критериев в выборе поставщика более десятка. Это:
- репутация поставщика и доверие к его представителю;
- условия платежа и цены;
- способность поставщика адаптироваться к изменениям внешней среды и наличие гибкости в получении и исполнении заказов;
- наличие предшествующего опыта;
- возможность технической помощи;
- надежность товара или услуги и простота их использования;
- какие пользователи уже отдали предпочтение этому товару или услуге;
- технические характеристика товара или услуги;
- легкость подготовки к использованию товара или услуги и необходимость подготовки персонала к их использованию;
- надежность поставок;
- наличие послепродажного обслуживания.
Когда, руководствуясь вышеперечисленными критериями, поставщик выбран, делается заказ, в котором оговаривается количество товаров или услуг, цена, сроки и гарантии. После исполнения заказа происходит детальная оценка поставщика, которая позволит сделать вывод о дальнейшем сотрудничестве (или не сотрудничестве) с данным поставщиком.