icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Праздники

Как празднуют Ночь чертей в Осетии?

  • 323
  • 1

Как празднуют Ночь чертей в Осетии?

О
О любом из народов нашей многонациональной страны можно рассказать немало интересного, не составляют исключения и осетины, потомки аланов. Живет этот народ на Кавказе… какая религия в первую очередь ассоциируется с этим регионом? Конечно же, ислам! Это верно по отношению ко многим кавказским народам, но не к осетинам – этот народ принял христианство (если быть точным – его восточную, византийскую ветвь) еще до того, как была Крещена Русь, но внедрение христианской веры в Алании шло отнюдь не легко и не просто, когда же царство пало под натиском монгольского нашествия, миссионерская деятельность и вовсе прекратилась.

В относительно изолированных горных ущельях, где жили осетины после крушения своего царства, формировался причудливый сплав христианства и собственной осетинской мифологии. Подобные процессы шли везде, куда приходило христианство – достаточно вспомнить наш праздник Ивана Купалы или ирландскую святую Бригитту с огненным столпом над головой вместо нимба, но в Осетии была своя особенность: дохристианская религия осетин была монотеистической. Единый Бог именуется Хыцау, а также Иунæг (Единый) и Стыр (Великий), ему повинуются «дзуар» (святые покровители), «зæд» (небесные ангелы) и «дауæг» (земные духи) – как видим, всем этим понятиям можно найти аналоги в христианстве (за исключением разве что земных духов).

Но и в эволюции осетинских верований присутствовала черта, всегда сопровождающая приход мировой религии на смену национальной: духи, представлявшиеся нейтральными или даже добрыми, начинали ассоциироваться с бесами. Вот так и родилось название «Хайраджыты ахсав» – «Ночь чертей», впрочем, у этого праздника есть и менее страшное название – «Бынаты хицауы ахсав», иногда это переводят как «Ночь домового».

Дата этого праздника меняется от года к году, его принято отмечать в ночь на первую среду после наступления Нового года. Центральный мотив этого праздника – жертвоприношение Бынаты хицау, духу-покровителю, который есть у каждого дома. Главным блюдом жертвенной трапезы когда-то было мясо черного барана или козленка, но в современности ограничиваются курицей – но она тоже должна быть черной, причем ее непременно надо купить живой, самому зарезать и разделать, оставляя части целыми. Блюдо из жертвенной курицы, ставят на стол и на некоторое время покидают дом, чтобы Бынаты хицау мог вкусить приготовленное для него кушанье, а потом хозяева сами садятся за стол после того, как глава семьи произнесет: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром тебе». Разумеется, делить трапезу с покровителем дома могу только члены семьи, проживающей в нем – гостям еду с такого стола не предлагают. Для гостей – а также для ряженых, всю ночь разгуливающих по селениям, разбрасывая зерна и конфеты (чтобы привлечь изобилие) – предназначается еда с других столов, которые ставят прямо на улице, несмотря на холодную погоду. Одно из традиционных блюд при этом – большой пирог, в начинке которого разбросаны разные мелкие предметы для предсказания судьбы: попалась в вашем куске пирога монетка – значит, разбогатеете, попалась щепочка – будет у вас новый дом и т.п.

В эту ночь принято возле домов не только ставить накрытые столы, но и зажигать костры – и чем больше костер, чем громче он трещит, тем дальше бежит от дома всякая вредная нечисть. Осетины прыгают через праздничные костры, приговаривая: «Пусть все беды сгорят в огне!»

Отношение к празднованию Ночи покровителей жилища в современной Осетии неоднозначное. Все чаще раздаются голоса, что людям, считающим себя христианами или мусульманами (приверженцы ислама в Осетии тоже есть) не подобает соблюдать языческие обряды, молиться домашним духам вместо Бога и святых и тем более – приносить им жертвы. Другие же осетины не видят в этом ничего предосудительного, ведь для большинства современников сакральный смысл этого праздника не вполне очевиден, он остается лишь древней народной традицией, соблюдений которой позволяет глубже ощутить свои национальные корни.

spe
Юлия Дворникова

Очень интересно и познавательно! Живу рядом, а о таком празднике и не слышала!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+