icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

 ак празднуют Ќочь чертей в ќсетии?

  • 915
  • 1

 ак празднуют Ќочь чертей в ќсетии?

ќ
ќ любом из народов нашей многонациональной страны можно рассказать немало интересного, не составл€ют исключени€ и осетины, потомки аланов. ∆ивет этот народ на  авказеЕ кака€ религи€ в первую очередь ассоциируетс€ с этим регионом?  онечно же, ислам! Ёто верно по отношению ко многим кавказским народам, но не к осетинам Ц этот народ прин€л христианство (если быть точным Ц его восточную, византийскую ветвь) еще до того, как была  рещена –усь, но внедрение христианской веры в јлании шло отнюдь не легко и не просто, когда же царство пало под натиском монгольского нашестви€, миссионерска€ де€тельность и вовсе прекратилась.

¬ относительно изолированных горных ущель€х, где жили осетины после крушени€ своего царства, формировалс€ причудливый сплав христианства и собственной осетинской мифологии. ѕодобные процессы шли везде, куда приходило христианство Ц достаточно вспомнить наш праздник »вана  упалы или ирландскую св€тую Ѕригитту с огненным столпом над головой вместо нимба, но в ќсетии была сво€ особенность: дохристианска€ религи€ осетин была монотеистической. ≈диный Ѕог именуетс€ ’ыцау, а также »унæг (≈диный) и —тыр (¬еликий), ему повинуютс€ Ђдзуарї (св€тые покровители), Ђзæдї (небесные ангелы) и Ђдауæгї (земные духи) Ц как видим, всем этим пон€ти€м можно найти аналоги в христианстве (за исключением разве что земных духов).

Ќо и в эволюции осетинских верований присутствовала черта, всегда сопровождающа€ приход мировой религии на смену национальной: духи, представл€вшиес€ нейтральными или даже добрыми, начинали ассоциироватьс€ с бесами. ¬от так и родилось название Ђ’айраджыты ахсавї Ц ЂЌочь чертейї, впрочем, у этого праздника есть и менее страшное название Ц ЂЅынаты хицауы ахсавї, иногда это перевод€т как ЂЌочь домовогої.

ƒата этого праздника мен€етс€ от года к году, его прин€то отмечать в ночь на первую среду после наступлени€ Ќового года. ÷ентральный мотив этого праздника Ц жертвоприношение Ѕынаты хицау, духу-покровителю, который есть у каждого дома. √лавным блюдом жертвенной трапезы когда-то было м€со черного барана или козленка, но в современности ограничиваютс€ курицей Ц но она тоже должна быть черной, причем ее непременно надо купить живой, самому зарезать и разделать, оставл€€ части целыми. Ѕлюдо из жертвенной курицы, став€т на стол и на некоторое врем€ покидают дом, чтобы Ѕынаты хицау мог вкусить приготовленное дл€ него кушанье, а потом хоз€ева сами сад€тс€ за стол после того, как глава семьи произнесет: Ђќ Ѕынаты ’ицау, да будет нам тво€ благодать! Ќе дай нам ошибитьс€ и огради нас от несчастий. ƒомочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. ”слышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. ƒа не станет это нашим последним даром тебеї. –азумеетс€, делить трапезу с покровителем дома могу только члены семьи, проживающей в нем Ц гост€м еду с такого стола не предлагают. ƒл€ гостей Ц а также дл€ р€женых, всю ночь разгуливающих по селени€м, разбрасыва€ зерна и конфеты (чтобы привлечь изобилие) Ц предназначаетс€ еда с других столов, которые став€т пр€мо на улице, несмотр€ на холодную погоду. ќдно из традиционных блюд при этом Ц большой пирог, в начинке которого разбросаны разные мелкие предметы дл€ предсказани€ судьбы: попалась в вашем куске пирога монетка Ц значит, разбогатеете, попалась щепочка Ц будет у вас новый дом и т.п.

¬ эту ночь прин€то возле домов не только ставить накрытые столы, но и зажигать костры Ц и чем больше костер, чем громче он трещит, тем дальше бежит от дома вс€ка€ вредна€ нечисть. ќсетины прыгают через праздничные костры, приговарива€: Ђѕусть все беды сгор€т в огне!ї

ќтношение к празднованию Ќочи покровителей жилища в современной ќсетии неоднозначное. ¬се чаще раздаютс€ голоса, что люд€м, считающим себ€ христианами или мусульманами (приверженцы ислама в ќсетии тоже есть) не подобает соблюдать €зыческие обр€ды, молитьс€ домашним духам вместо Ѕога и св€тых и тем более Ц приносить им жертвы. ƒругие же осетины не вид€т в этом ничего предосудительного, ведь дл€ большинства современников сакральный смысл этого праздника не вполне очевиден, он остаетс€ лишь древней народной традицией, соблюдений которой позвол€ет глубже ощутить свои национальные корни.


spe
ёли€ ƒворникова

ќчень интересно и познавательно! ∆иву р€дом, а о таком празднике и не слышала!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+