icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
ѕраздники

 ак празднуют ƒень ƒаждьбога?

  • 656
  • 10

 ак празднуют ƒень ƒаждьбога?

ћ
ћноголик и широк круг слав€нских богов.

¬се они св€заны друг с другом по роду. ѕо богу –оду, который €вл€етс€ самым первым богом слав€н.

Ёто он устроил мир таковым, каковым мы его сегодн€ знаем.

ќн вместе со своей супругою –оданой населил мир земной, подземный и надземный своими сыновь€ми и дочерьми, которые и стали дл€ людей богами.

ѕантеон слав€нских богов многоступенчат, разные боги занимают в нЄм разные ступени. ≈сть низшие божества, есть и боги, занимающие высшие ступени.

  таким вот высшим богам, несомненно можно отнести и внука ѕеруна, сына —варога, бога Ц хранител€ мудрости, Ђликом, подобному солнцуї - ƒаждьбога.

»звестен этот бог и под другими именами: –адегаст или –адигош, ƒабь или ƒайбог, ’орс или ярь.

Ќабор этих имЄн почти полностью повтор€етс€ в различных источниках, как и то, что дл€ слав€н им€ ƒаждьбога тесно св€зано с пон€ти€ми солнца, живительной силы и, конечно, плодороди€.

‘ункции богов в слав€нском пантеоне часто смешиваютс€, одна и та же может приписыватьс€ нескольким божествам, но вот то, что ƒаждьбог Ц ЂЅог дающийї, Ђѕодатель благї, ЂЅог-—олнцеї верно дл€ всей территории ƒревней –уси.

» на всей этой огромной территории люди верили, что ƒаждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запр€жЄнной непременно белыми огнегривыми кон€ми (львами, быками) с золотыми крыль€ми. —олнечный свет льЄтс€ от его лица (огненного щита, золотых волос). ј как же иначе?

¬ Ђ»патьевской летописиї 1144года без труда находим: Ђ» стал после —варога сын его под именем —олнце, его же нарицают ƒаждьбогЕ —олнце же царьЕ муж силЄнЕ еже есть ƒаждьбогї.

» дал этот бог люд€м не только солнечный свет и своЄ покровительство, но и дев€ть книг ¬еликой ћудрости - —в€тарасы, содержащих —в€щенные ¬еды.

“ак что ƒаждьбог не только могучий муж, но и великий мудрец, осен€ющий светом наш разум.

Ќедаром, когда говорим мы: Ђƒай-то Ѕог!ї - поминаем мы одного из величайших слав€нских богов, частичка светлого сознани€ которого присутствует в каждом из нас.

» действительно, именно слав€не именуют себ€ Ђвнуками-—варожичами, детьми —олнца Ц Ѕога дающего.ї

» именно к ƒаждьбогу обращаетс€ ярославна в Ђ—лово о полку »горевеї, называ€ его Ђсветлое и тресветлое —олнцеї. “ам же находим: Ђ» встала обида в силах ƒаждьбожа внукаї, когда идЄт речь о поражении войска кн€з€ »гор€.

“ак что, как не крути, а ƒаждьбог Ц божество общеслав€нское, если можно так сказать. ”поминаетс€ он и в украинских песн€х, и в белорусских быличках, и в русских пословицах.

Ђѕокручись ƒаждьбогу, управит понемногу!ї

Ђѕолно тосковать, ƒаждьбог всЄ минет!ї

¬ Ђѕовести временных летї сказано, как Ђначал кн€жить ¬ладимир в  иеве, и поставил кумиры на холме: ѕеруна дерев€нного, а голову его серебр€ную, и ’орса-ƒаждьбога, а ус золотойЕ и приносил им жертвы, называ€ их богамиЕї

¬от так в 980-м году была проведена перва€ Ђрелигиозна€ реформаї, так сказать, когда слав€нский пантеон богов официально Ђвышел из тениї, объединив под открытым небом всех слав€нских богов, родоначальников многих и многих слав€нских племЄн. Ёто было, скорее политическое событие, попытка привести –усь к единству через единую религию.

ѕравда, прошло совсем немного времени, и пантеон был Ђзакрыт дл€ посещенийї, но люди-то навсегда запомнили, как русские воины, заключа€ договор с ¬изантией, кл€лись Ђоружием своим, и ѕеруновым огнЄм, и правдою ƒаждьбога и брата его Ц —трибога, и гневом ¬елеса Ц бога скотьева...ї, о чЄм и повествует нам Ћаврентьевска€ летопись.

Ёто уже позже, в Ђѕоучени€х против €зычестваї можно почитать такие вот жалобы: Ђј ещЄ в народе кумирьскую жертву €д€ть, веруют в —трибога, ƒаждьбога и ѕереплута, иже верт€чес€ емым пиють в розе€х!ї

Ќо не так просто забывает народ своих покровителей, особо если они такие красавцы, как ƒаждьбог!

—уд€ по описанию, этот слав€нский бог был что надо!

¬сЄ было при нЄм, и величава€ поступь, и пр€мой взор, не знающий лжи. ¬олосы были у него длинные, золотые и дивно лет€щие от каждого вздоха ветра, а глаза синее синего, как чистое небо в €сный полденьЕ

ƒаром, что ли, влюбились в него сразу две богини Ц снежна€ красавица ћара Ц Ѕогин€ «имы и ¬ечного поко€, и юна€ дочь Ћады Ц ∆ива (Ћето, ƒжива).

ќбе захотели видеть его своим мужем.

ќбе ждали его решени€.

≈сли пал бы его выбор на прекрасную богиню ¬ечного сна и ¬ечной жизни, то обещал он послать ей в дар одного из своих коней; а если на рыжеволосую хохотушку Ћето, то обещал он прислать ей колокольчик, такой же звонкий, как еЄ смех.

¬от и сто€л красавец Ѕог в глубоком раздумье, держа в левой руке повод кон€, а в правой Ц колокольчик.

“олько колокольчик тот вдруг обернулс€ быстрокрылой звонкой птицею Ц соловьЄм. ¬ыпорхнул соловей из правой руки ƒаждьбога и пр€миком полетел к Ћето!

ѕоговаривают, что не обошлось тут без матушки-Ћады, ибо была она всегда покровительницей браков по любви, а не по расчЄту.

 ак бы там ни было, да только соловьиной песней Ђзима замыкаетс€, а лето отмыкаетс€ї, так и в песне народной поЄтс€.

ƒень, когда обручились под песню соловь€ ƒаждьбог и Ћето, весь слав€нский народ шумно праздновал эту радость на свежевспаханных и засе€нных пол€х.

"ѕришЄл ƒаждьбог - весна на порог!"

"ƒаждьбог свадьбу играет - лето начинает!"

ѕриходитс€ этот праздник на конец апрел€ Ц начало ма€, в зависимости от календар€.

¬ этот день слав€не празднуют ќвсень большой. ј православна€ церковь Ц ёрьев день (23 апрел€ по ст.ст.).

Ёто случалось часто Ц €зыческие праздники приурочивались к какому-нибудь церковному, хот€, зачастую, характер самого празднества был весьма далЄк от Ђправильногої поведени€.

“ак и произошло с ƒаждьбогом Ц —олнцем Ц яром (ярилом) Ц ёрием (√еоргием).

ƒревний корень Ђ€рї - к которому восходит им€ ƒаждьбога - ярилы, означает не только солнце, начало весны, но и начало сева, возможность производить потомство. яритьс€, стало быть.

 ресть€не справл€ли празднества в честь ƒаждьбога и ƒживы вплоть до начала ’’ века, и назывались эти празднества Ђярилиными игрищамиї, ЂЋетними плешкамиї, Ђ’орсовыми любавамиї, Ђёрьевыми гул€нь€миї.

ќсобо надо подчеркнуть, что эти майские праздники Ц единственные, когда никакой Ђтребыї - жертвы не приносилось. “реба была одна Ц искренн€€ радость за молодую весну и любовь.

ѕотому и носили эти празднества воистину самый разгульный характер!

—обравшиес€ пили хмельное безо вс€кой меры, пели нескромные песни, пл€сали, разбивались на парочкиЕ

“ихон «адонский, был сражЄн напрочь, когда на его вопрос: Ђƒа вы хоть знаете, кто таков св. ёрий?!ї, одна развесЄла€ молодуха ответила: Ђќн, энтот ёрий, любовь шибко одобр€л!ї ј произошЄл сей диалог в 1765г. в ¬оронеже.

 стати, Ђплешкамиї или Ђплешьюї во многих слав€нских €зыках называют не только тихую заводь или лысину на голове, но и детородные органы, отсюда становитс€ пон€тным и название р€занских ЂЋетних плешекї.

¬о врем€ Ђплешекї, сопровождающихс€ весЄлыми гул€нь€ми, из дерев€нного обрубка, веток и тр€пок мастерили куклу мужского пола, а затем закапывали еЄ на холме с различными причитани€ми и наговорами.

Ќазывалс€ обр€д Ђярилову плешь погрестиї, а смысл Ц побудить землю быть более плодородной. ѕочти точно такой же обр€д существовал и во ¬ладимирской области.

Ќо ещЄ об€зательно выбирали ѕару!

¬ ѕаре молодого парн€ нар€жали в обвешанную бубенцами и колокольчиками одежду, голову украшали венком и давали в руку колотушку.

ћолодую красавицу в ѕаре обр€жали в белую сорочку, голову так же украшали цветами и зав€зывали глаза. ќна, пон€тно, изображала Ћето.

ѕара, держась за руки, шла в сторону пол€, задача остальных была Ђотбитьї ∆иву от ƒаждьбога. ¬округ них кружили хороводы, дЄргали за одежду и пр. "ќтбита€" невеста должна была на ощупь найти своего суженного среди скачущих перед ѕарой парней и девчат, а те кричали ей: "∆ива! ∆мурьс€! Ќе поймаешь!"

“рижды обойд€ вокруг засе€нного пол€, участники обр€да разводили костЄр, поджаривали на огне принесЄнный с собой хлеб и дружно его съедали.

Ќаступал черЄд белой сорочки. — обр€довыми песн€ми сорочка снималась с девушки и разрывалась на несколько кусков (чем больше, тем лучше) и раздавалась участникам шестви€. Ќо только девушкам! «ачем?

ј на утро се€ли огурцы. » севом занимались исключительно дамы.

ѕосле того, как огурцы посе€ны, этот кусок ёрьевой сорочки закапывали в конце гр€дки с приговором: Ђёрий, ёрий, ƒайбог! –оди мне огурцы, ведь € уже без сорочки!ї

Ѕлагочинные семейные пары праздновали скромнее.

Ќа ќвсень вс€ семь€ шла в поле Ђсмотреть житої.

ƒл€ этого пекли особый пирог Ц житовый.

≈сли жито подн€лось на столько, что пирога не видно, значит, будет хороший урожай зерновых.

ѕотом пр€мо в поле расстилали скатерть и выкладывали принесЄнную с собой провизию: €йца, сало, водку, хлеб. ѕеред тем, как начать трапезу, говорили: Ђ√осподарь наш, —олнышко! ѕомогай нам на всЄ доброе, на всЄ сытное, на всЄ многое!ї

ѕообедают, песни попоют, водочки попьют.

ј остатки еды закапают пр€мо в жите.

» катаютс€ по житу! — боку на бок! » детей катают в жите! — боку на бок!

’орошо, если €йца крашены в красный цвет, как на ѕасху.

ѕочему-то это считалось важным.

ќт благосклонности €зыческих богов кресть€не, да и не только они, зависели гораздо больше, чем от покровительства далЄких и не очень пон€тных Ђиностранныхї богов.

ј эти Ђдомашниеї божества были тесно св€заны с ежегодными природными изменени€ми, с кругом хоз€йственной де€тельности, привычной и пон€тной.

¬от и получилось, что €зычество на слав€нских территори€х не искоренилось, а перетекло в другую форму.

», насколько мне известно, подобного процесса не произошло больше нигде!

“олько у нас, отсто€в заутреннюю в церкви, народ спешит домой, чтобы успеть налить на ѕасху в блюдечко молока соскучившемус€ ƒомовомуЕ


top
Halida Rojkova

 расивый праздник!   тому же, древний и мудрый ++++++++

spe
ёли€ ƒворникова

—огласна! ћне тут ещЄ одно стихотворение нравитс€:

ƒј∆ƒ№Ѕќ√

—редь бледной зелени приречных камышей
Ѕелела дочь ƒнепра, как чиста€ лиле€,
» ƒаждьбог молодой, любовью пламене€,
— своих пустых небес безумно рвалс€ к ней.
√ор€чей ласкою скользил поток лучей
ѕо телу дивному, - и сладостно слабе€,
ќна, предчувству€ объ€ть€ чароде€,
≈ще бо€сь любви, уж радовалась ей!..
Ќо стала вдруг кругом прекраснее природа;
—вет €рче искрилс€ и зной страстей дышал...
–усоволосый бог с безоблачного свода
Ќа деву тихих вод, лику€, налетал, -
» мать своих детей, мать русского народа,
ќн, наконец обвив, впервой поцеловал!

ѕ. Ѕ”“”–Ћ»Ќ.

pro
Ќадежда  ћаслова

„удесные стихи! » стать€ отлична€! ћногое становитс€ пон€тным, ведь происхождению многих слов простого объ€снени€ не находитс€. ¬от например пшеница €рова€. я всегда голову ломала, а св€зать это с ярилой не догадалась. ƒействительно, ёл€, в нас €зычество неистребимо, всЄ так тесно переплетаетс€! ++++++++

spe
¬ладислав „ерных

Ёх, знали предки толк в празднествах! Ќо и мы не забываем их заветы - тоже могЄм и выпить без меры, и по парочкам разбитьс€ )))

spe
ёли€ ƒворникова

ƒа, Ќадежда! —лав€не мы, многое потер€вшие, но всЄ-таки - слав€не!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+