icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Праздники

Как празднуют День Даждьбога?

  • 326
  • 10

Как празднуют День Даждьбога?

М
Многолик и широк круг славянских богов.

Все они связаны друг с другом по роду. По богу Роду, который является самым первым богом славян.

Это он устроил мир таковым, каковым мы его сегодня знаем.

Он вместе со своей супругою Роданой населил мир земной, подземный и надземный своими сыновьями и дочерьми, которые и стали для людей богами.

Пантеон славянских богов многоступенчат, разные боги занимают в нём разные ступени. Есть низшие божества, есть и боги, занимающие высшие ступени.

К таким вот высшим богам, несомненно можно отнести и внука Перуна, сына Сварога, бога – хранителя мудрости, «ликом, подобному солнцу» - Даждьбога.

Известен этот бог и под другими именами: Радегаст или Радигош, Дабь или Дайбог, Хорс или Ярь.

Набор этих имён почти полностью повторяется в различных источниках, как и то, что для славян имя Даждьбога тесно связано с понятиями солнца, живительной силы и, конечно, плодородия.

Функции богов в славянском пантеоне часто смешиваются, одна и та же может приписываться нескольким божествам, но вот то, что Даждьбог – «Бог дающий», «Податель благ», «Бог-Солнце» верно для всей территории Древней Руси.

И на всей этой огромной территории люди верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряжённой непременно белыми огнегривыми конями (львами, быками) с золотыми крыльями. Солнечный свет льётся от его лица (огненного щита, золотых волос). А как же иначе?

В «Ипатьевской летописи» 1144года без труда находим: «И стал после Сварога сын его под именем Солнце, его же нарицают Даждьбог… Солнце же царь… муж силён… еже есть Даждьбог».

И дал этот бог людям не только солнечный свет и своё покровительство, но и девять книг Великой Мудрости - Святарасы, содержащих Священные Веды.

Так что Даждьбог не только могучий муж, но и великий мудрец, осеняющий светом наш разум.

Недаром, когда говорим мы: «Дай-то Бог!» - поминаем мы одного из величайших славянских богов, частичка светлого сознания которого присутствует в каждом из нас.

И действительно, именно славяне именуют себя «внуками-Сварожичами, детьми Солнца – Бога дающего.»

И именно к Даждьбогу обращается Ярославна в «Слово о полку Игореве», называя его «светлое и тресветлое Солнце». Там же находим: «И встала обида в силах Даждьбожа внука», когда идёт речь о поражении войска князя Игоря.

Так что, как не крути, а Даждьбог – божество общеславянское, если можно так сказать. Упоминается он и в украинских песнях, и в белорусских быличках, и в русских пословицах.

«Покручись Даждьбогу, управит понемногу!»

«Полно тосковать, Даждьбог всё минет!»

В «Повести временных лет» сказано, как «начал княжить Владимир в Киеве, и поставил кумиры на холме: Перуна деревянного, а голову его серебряную, и Хорса-Даждьбога, а ус золотой… и приносил им жертвы, называя их богами…»

Вот так в 980-м году была проведена первая «религиозная реформа», так сказать, когда славянский пантеон богов официально «вышел из тени», объединив под открытым небом всех славянских богов, родоначальников многих и многих славянских племён. Это было, скорее политическое событие, попытка привести Русь к единству через единую религию.

Правда, прошло совсем немного времени, и пантеон был «закрыт для посещений», но люди-то навсегда запомнили, как русские воины, заключая договор с Византией, клялись «оружием своим, и Перуновым огнём, и правдою Даждьбога и брата его – Стрибога, и гневом Велеса – бога скотьева...», о чём и повествует нам Лаврентьевская летопись.

Это уже позже, в «Поучениях против язычества» можно почитать такие вот жалобы: «А ещё в народе кумирьскую жертву ядять, веруют в Стрибога, Даждьбога и Переплута, иже вертячеся емым пиють в розеях!»

Но не так просто забывает народ своих покровителей, особо если они такие красавцы, как Даждьбог!

Судя по описанию, этот славянский бог был что надо!

Всё было при нём, и величавая поступь, и прямой взор, не знающий лжи. Волосы были у него длинные, золотые и дивно летящие от каждого вздоха ветра, а глаза синее синего, как чистое небо в ясный полдень…

Даром, что ли, влюбились в него сразу две богини – снежная красавица Мара – Богиня Зимы и Вечного покоя, и юная дочь Лады – Жива (Лето, Джива).

Обе захотели видеть его своим мужем.

Обе ждали его решения.

Если пал бы его выбор на прекрасную богиню Вечного сна и Вечной жизни, то обещал он послать ей в дар одного из своих коней; а если на рыжеволосую хохотушку Лето, то обещал он прислать ей колокольчик, такой же звонкий, как её смех.

Вот и стоял красавец Бог в глубоком раздумье, держа в левой руке повод коня, а в правой – колокольчик.

Только колокольчик тот вдруг обернулся быстрокрылой звонкой птицею – соловьём. Выпорхнул соловей из правой руки Даждьбога и прямиком полетел к Лето!

Поговаривают, что не обошлось тут без матушки-Лады, ибо была она всегда покровительницей браков по любви, а не по расчёту.

Как бы там ни было, да только соловьиной песней «зима замыкается, а лето отмыкается», так и в песне народной поётся.

День, когда обручились под песню соловья Даждьбог и Лето, весь славянский народ шумно праздновал эту радость на свежевспаханных и засеянных полях.

"Пришёл Даждьбог - весна на порог!"

"Даждьбог свадьбу играет - лето начинает!"

Приходится этот праздник на конец апреля – начало мая, в зависимости от календаря.

В этот день славяне празднуют Овсень большой. А православная церковь – Юрьев день (23 апреля по ст.ст.).

Это случалось часто – языческие праздники приурочивались к какому-нибудь церковному, хотя, зачастую, характер самого празднества был весьма далёк от «правильного» поведения.

Так и произошло с Даждьбогом – Солнцем – Яром (Ярилом) – Юрием (Георгием).

Древний корень «яр» - к которому восходит имя Даждьбога - Ярилы, означает не только солнце, начало весны, но и начало сева, возможность производить потомство. Яриться, стало быть.

Крестьяне справляли празднества в честь Даждьбога и Дживы вплоть до начала ХХ века, и назывались эти празднества «Ярилиными игрищами», «Летними плешками», «Хорсовыми любавами», «Юрьевыми гуляньями».

Особо надо подчеркнуть, что эти майские праздники – единственные, когда никакой «требы» - жертвы не приносилось. Треба была одна – искренняя радость за молодую весну и любовь.

Потому и носили эти празднества воистину самый разгульный характер!

Собравшиеся пили хмельное безо всякой меры, пели нескромные песни, плясали, разбивались на парочки…

Тихон Задонский, был сражён напрочь, когда на его вопрос: «Да вы хоть знаете, кто таков св. Юрий?!», одна развесёлая молодуха ответила: «Он, энтот Юрий, любовь шибко одобрял!» А произошёл сей диалог в 1765г. в Воронеже.

Кстати, «плешками» или «плешью» во многих славянских языках называют не только тихую заводь или лысину на голове, но и детородные органы, отсюда становится понятным и название рязанских «Летних плешек».

Во время «плешек», сопровождающихся весёлыми гуляньями, из деревянного обрубка, веток и тряпок мастерили куклу мужского пола, а затем закапывали её на холме с различными причитаниями и наговорами.

Назывался обряд «Ярилову плешь погрести», а смысл – побудить землю быть более плодородной. Почти точно такой же обряд существовал и во Владимирской области.

Но ещё обязательно выбирали Пару!

В Паре молодого парня наряжали в обвешанную бубенцами и колокольчиками одежду, голову украшали венком и давали в руку колотушку.

Молодую красавицу в Паре обряжали в белую сорочку, голову так же украшали цветами и завязывали глаза. Она, понятно, изображала Лето.

Пара, держась за руки, шла в сторону поля, задача остальных была «отбить» Живу от Даждьбога. Вокруг них кружили хороводы, дёргали за одежду и пр. "Отбитая" невеста должна была на ощупь найти своего суженного среди скачущих перед Парой парней и девчат, а те кричали ей: "Жива! Жмурься! Не поймаешь!"

Трижды обойдя вокруг засеянного поля, участники обряда разводили костёр, поджаривали на огне принесённый с собой хлеб и дружно его съедали.

Наступал черёд белой сорочки. С обрядовыми песнями сорочка снималась с девушки и разрывалась на несколько кусков (чем больше, тем лучше) и раздавалась участникам шествия. Но только девушкам! Зачем?

А на утро сеяли огурцы. И севом занимались исключительно дамы.

После того, как огурцы посеяны, этот кусок Юрьевой сорочки закапывали в конце грядки с приговором: «Юрий, Юрий, Дайбог! Роди мне огурцы, ведь я уже без сорочки!»

Благочинные семейные пары праздновали скромнее.

На Овсень вся семья шла в поле «смотреть жито».

Для этого пекли особый пирог – житовый.

Если жито поднялось на столько, что пирога не видно, значит, будет хороший урожай зерновых.

Потом прямо в поле расстилали скатерть и выкладывали принесённую с собой провизию: яйца, сало, водку, хлеб. Перед тем, как начать трапезу, говорили: «Господарь наш, Солнышко! Помогай нам на всё доброе, на всё сытное, на всё многое!»

Пообедают, песни попоют, водочки попьют.

А остатки еды закапают прямо в жите.

И катаются по житу! С боку на бок! И детей катают в жите! С боку на бок!

Хорошо, если яйца крашены в красный цвет, как на Пасху.

Почему-то это считалось важным.

От благосклонности языческих богов крестьяне, да и не только они, зависели гораздо больше, чем от покровительства далёких и не очень понятных «иностранных» богов.

А эти «домашние» божества были тесно связаны с ежегодными природными изменениями, с кругом хозяйственной деятельности, привычной и понятной.

Вот и получилось, что язычество на славянских территориях не искоренилось, а перетекло в другую форму.

И, насколько мне известно, подобного процесса не произошло больше нигде!

Только у нас, отстояв заутреннюю в церкви, народ спешит домой, чтобы успеть налить на Пасху в блюдечко молока соскучившемуся Домовому…

top
Halida Rojkova

Красивый праздник! К тому же, древний и мудрый ++++++++

spe
Юлия Дворникова

Согласна! Мне тут ещё одно стихотворение нравится:

ДАЖДЬБОГ

Средь бледной зелени приречных камышей
Белела дочь Днепра, как чистая лилея,
И Даждьбог молодой, любовью пламенея,
С своих пустых небес безумно рвался к ней.
Горячей ласкою скользил поток лучей
По телу дивному, - и сладостно слабея,
Она, предчувствуя объятья чародея,
Еще боясь любви, уж радовалась ей!..
Но стала вдруг кругом прекраснее природа;
Свет ярче искрился и зной страстей дышал...
Русоволосый бог с безоблачного свода
На деву тихих вод, ликуя, налетал, -
И мать своих детей, мать русского народа,
Он, наконец обвив, впервой поцеловал!

П. БУТУРЛИН.

spe
Надежда  Маслова

Чудесные стихи! И статья отличная! Многое становится понятным, ведь происхождению многих слов простого объяснения не находится. Вот например пшеница яровая. Я всегда голову ломала, а связать это с Ярилой не догадалась. Действительно, Юля, в нас язычество неистребимо, всё так тесно переплетается! ++++++++

spe
Владислав Черных

Эх, знали предки толк в празднествах! Но и мы не забываем их заветы - тоже могём и выпить без меры, и по парочкам разбиться )))

spe
Юлия Дворникова

Да, Надежда! Славяне мы, многое потерявшие, но всё-таки - славяне!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+