Прежде всего, игрушка не должна представлять угрозу для жизни и здоровья ребенка. То и дело в СМИ появляются жуткие истории о детях, отравившихся ядовитой краской, которой были покрашены игрушки. Чтобы подобного не случалось, игрушки следует покупать в солидных, проверенных магазинах, отдавая предпочтение изделиям известных фирм, которые дорожат своей репутацией. Но даже при этом не будет лишним попросить продавца показать документ, подтверждающий гигиеническую экспертизу игрушки. Впрочем, «экологичные» игрушки имеют другой подводный камень – на них легко заводится грибок (особенно это относится к игрушкам для ванны). Немаловажно и то, чтобы игрушку было нелегко сломать.
Другой значимый критерий – возраст ребенка. Детям до трех лет, которые вечно норовят засунуть что-нибудь в рот, а то и в нос, категорически противопоказаны игрушки с мелкими деталями. Самым маленьким детям, которые еще лежат в кроватке, подойдет крутящаяся «карусель» над кроваткой, за которой можно следить. Когда ребенок достигает возраста «хватайки» (примерно в 4 месяца), нужно дать ему погремушки с рукоятками и колечками, которые удобно брать.
Дети до года сами «подсказывают» родителям, какие игрушки им нужны. Надо только следить, какие действия они пытаются проделать с предметами. В определенный момент начинается «период складывания» – в это время ребенку нужны коробки и ведерки с крышками, куда можно складывать кубики и другие небольшие игрушки. Примерно в 8 месяцев малыш начинает все бросать – подойдут мячики, кегли с мячиком и т.п.
В возрасте около года ребенок уже может разбирать и собирать – подойдут пирамидки, крупные мозаики, а также игрушки из крупных деталей, которые нужно соединять. Хороши и мягкие игрушки, с которым ребенок может «общаться». Можно начинать играть с пластилином. Особенно хорош шариковый пластилин, он обеспечивает своеобразный массаж ладоней, способствующий раздражению биологически активных точек и развитию мозга.
От трех лет до школы следует обращать внимание на всевозможные конструкторы, мозаики, а также принадлежности для сюжетных игр: куклы для девочек, солдатики для мальчиков, существуют и такие персонажи, которые подойдут ребенку любого пола.
Начав посещать школу, дети продолжают играть. Сюжетные игры тоже будут, но ограничиваться ими не следует. Магазины игрушек предлагают множество наборов для детского творчества, с которыми дети – поначалу без особого обучения – могут изготавливать барельефы, раскрашивать витражи и т.п., даже выращивать кристаллы. В ряде случаев дети должны заниматься такими наборами только под присмотром взрослых.
Стоит ли привлекать ребенка к выбору игрушек? Вопрос спорный. Некоторые психологи не рекомендуют этого делать и вообще брать ребенка в магазин игрушек. Ведь сколько бы ни было игрушек дома, в магазине их всегда будет больше, а учитывая то, что для малыша не существует того, что он не видит в данный момент, бесполезно напоминать, что дома у него уже много подобных машинок, следовательно, слезы и истерики в магазине обеспечены. До определенного возраста довольно сложно объяснить ребенку, что такое «слишком дорого». Впрочем, ребенка 6-7 лет уже вполне можно учить таким образом соотносить такие желания с возможностями.