icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

 ак по€вилс€ сленг?

  • 1813
  • 1

 ак по€вилс€ сленг?

 
  журналистке одной из российских газет пришла перепуганна€ соседка, у которой проводил лето 13-летний плем€нник: Ђ—ереженька попал в какую-то банду!ї  ак вы€снилось, поводом дл€ паники стала открытка, присланна€ мальчику при€телем из родного города. ”спокоив даму, журналистка отправилась на улицу Ц к сверстникам —ережи, которые вовсе не были малолетними преступниками, тем не менее, у них удалось вы€снить, что Ђпокрутить жу-жуї означает Ђпослушать магнитофонї, Ђлапостаї Ц Ђнекрасива€ девчонкаї и т.д. »стори€ это произошла много лет назад, и вр€д ли эти слова будут пон€тны современным подросткам Ц теперь у них совсем другой Ђ€зыкїЕ но €вление, так напугавшее добропор€дочную тетушку, существует до сих пор, лингвисты называют его слэнгом.

ќбщеприн€того определени€ слэнга в лингвистике не существует. ѕроще всего определить это €вление методом исключени€. —реди слов выдел€ютс€ слова литературные и нелитературные.   первым относ€т слова нейтральные, общеупотребительны и те, которые называют Ђкнижнымиї. ¬се, что за пределами этого Ц слова нелитературныеЕ да, и ненормативна€ лексика тоже, но не только она.   литературным не относ€тс€ грубы слова, которые хоть и не €вл€ютс€ ненормативными, но в приличном обществе не прин€ты. Ќе принадлежат к ним профессионализмы и жаргонизмыЕ эти две разновидности роднит то, что их можно встретить в речи людей какой-то определенной группы (прежде всего, речь идет о группах профессиональных), но стилистическа€ окраска их различна. Ќапример, Ђквинтсекстаккордї, Ђвариацииї Ц этом музыкальные термины, с точки зрени€ лингвистики Ц профессионализмы, а Ђиграть на автоматеї, Ђлажаї, Ђдай л€шкуї (в значении Ђдай ноту л€ дл€ настройкиї) Ц это музыкальные жаргонизмы, музыканты говор€т так между собой, но ни один музыковед в диссертации таких слов не употребит.

¬се же, что нельз€ отнести ни к литературным словам, но к одной из перечисленных групп, это и есть слэнг. ќткуда приход€т эти слова?

ќтчасти слэнг Ц это Ђбывший жаргонї, т.е. слова, зародившиес€ в качестве жаргонизмов, но впоследствии Ђперешагнувшиеї пределы социальной группы, породившей их. ¬спомним забавный диалог из фильма Ђ—ердца четырехї: ЂЎура провалилась. Ц  уда?ї ¬идимо, в начале 40-х гг. прошлого века, когда создавалс€ фильм, слово Ђпровалитьс€ї в значении Ђне сдать экзаменї еще только переходила из студенческого жаргона во всеобщую разговорную речь и было пон€тно не всем (конечно, странно, что студенческий жаргон знает мама студентки, а профессор не знает Ц но оставим это на совести создателей фильма).

ќсобенно легко этот процесс идет, когда некое €вление перестает быть уделом узкого круга профессионалов, Ђвыплескива€сь на просторї широкой публики Ц как это произошло на наших глазах с компьютерами и »нтернетом, благодар€ чему распространилс€ компьютерный и сетевой слэнг (комп, винт, клава, законнектитьс€ и т.п.).

Ќередко слэнговые выражени€ Ц это не какие-то особые слова, а лексика, изменивша€ свое значение, и именно такие слова успешнее всего Ђатакуютї €зык, станов€сь если не литературными, то общеупотребительными. ћы и не заметили, как в приличном обществе стало невозможно сказать Ђкончатьї или Ђиметьї, как слово Ђтрахатьї стало обозначать половой акт. Ёти примеры как нельз€ лучше иллюстрируют ту характеристику, которую дал слэнгу английский лингвист ƒж.√риноу: Ђ€зык-брод€га, который слон€етс€ в окрестност€х литературной речи и посто€нно стараетс€ пробить себе дорогу в самое изысканное обществої.

ќсоба€ разновидость слэнга Ц это слэнг молодежный (точнее, подростковый, впрочем, в последние дес€тилети€ стремление подражать «ападу изр€дно размыло границы этих пон€тий, смешав все в категории Ђтинейджеровї Ц и даже 20-летние юноши и девушки зачастую ведут себ€ как подростки). ѕо€вление подросткового слэнга обусловлено несколькими причинами. ¬о-первых, у подростков, сотр€саемых Ђгормональными бур€миї, независимо от индивидуальных различий доминирующим оказываетс€ правое полушарие, ими управл€ют эмоции Ц а преувеличенна€ эмоциональность, экспрессивность характерна дл€ слэнга. ¬о-вторых, подростки жажду независимости, жаждут обезопасить свой Ђмирї от вторжени€ взрослых Ц родителей, учителей Ц и слэнг в этом смысле играет роль своеобразного Ђсредства конспирацииї. », наконец, он способствует обесцениванию, ниспроверганию всего того, что Ђнав€зываютї взрослые (не секрет, что подросток любой совет взрослого, даже самый доброжелательный, воспринимает как покушение на свою свободу) Ц безусловно, трудно испытывать благоговение перед родител€ми, называ€ их Ђпредкамиї, Ђчерепамиї, Ђшнуркамиї (эти слэнговые называни€ сменили друг друга на моих глазах Ц как теперь называют родителей, € не в курсе Ц веро€тно, узнаю, когда мои дети войдут в подростковый возраст).

¬ последние лет двадцать можно было наблюдать два парадоксальных €влени€: массовый переход слов из подросткового слэнга в речь взрослых и превращение слов из уголовного жаргона в слэнговые путем воспри€ти€ их законопослушными гражданами (так, никого уже не удивишь словом Ђразборкаї, Ђприкольныйї или Ђразвести на деньгиї). ¬ сущности, это было про€влением социальных процессов, происход€щих в нашем обществе: с одной стороны, насаждение культа Ђсвободыї и ненависти к Ђкарательной государственной машинеї, романтизаци€ уголовщины, наблюдавша€с€ в 90-е годы, когда дети мечтали стать бандитами, с другой Ц внушение подросткового стил€ жизни через рекламу.

 ак относитьс€ к слэнгу? «десь, пожалуй, следует исходить из принципа уместности (скажем, мы по-разному относимс€ к известному веществу, используемому в качестве органического удобрени€, в зависимости того, обнаружим ли мы его в огороде или на полу в комнате). ¬ речи подростка слэнг, пожалуй, неизбежен и даже естествен Ц это своего рода Ђболезнь ростаї, через которую надо пройти, но если в подростковом стиле начинает разговаривать взрослый человек Ц в лучшем случае, это просто смешно (и не стоит таким способом Ђвходить в довериеї к собственным дет€м или ученикам Ц за своего все равно не признают, а уважать перестанут окончательно).

Ќо даже подросток должен понимать, где слэнг уместен, а где нет. ¬споминаетс€ истори€, имевша€ место в моем родном музыкальном училище. 15-летний студент делал доклад об опере Ђ арменї, изъ€сн€€сь примерно так: Ђќна его типа развела, типа прикалываетс€ над ним Ц цветочком чпоньк между глаз!ї ѕреподаватель, героически выслушав сие повествование, ответил: ЂЌу что ж, нормально ромэн стиснули, но впредь типа следите за своей речьюї.

¬ неформальной обстановке, среди ближайших друзей, пожалуй, можно позволить себе кое-какие вольности Ц в том числе и употребить такие выражени€, как Ђмне по барабануї, Ђтусоватьс€ї, Ђприколї, но за пределами столь узкого круга слэнг недопустим, это будет выгл€деть так же противоестественно, как если бы вы похлопали по плечу незнакомую даму Ц и воспринимать вас будут соответственно.


deb
¬аха Ўамсудов

—тать€ интересна€. я противник вс€кого слэнга. —читаю, что портить €зык вс€кими непон€тными словами нечего.  онечно, слэнгом пользуетс€ и сегодн€шн€€ молодежь. —тараюсь, чтобы мои дети говорили на пон€тном всем €зыке. «а содержательную статью спасибо.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+