В Европе основоположником этой доброй традиции считают Франциска Асиззского. Этот католический святой вообще был большим оригиналом – даже животным проповедовал – а однажды весьма оригинальным способом отбился от искусителя-беса. Враг рода человеческого принялся внушать святому, избравшему путь монашеского служения, что от отца семейства намного больше пользы, чем от него, в ответ на это Франциск вылепил из снега несколько фигур и сказал: «Вот моя семья». Бесу оставалось только с позором удалиться.
Может быть, св. Франциск и делал что-то подобное, но традиция лепки фигур из снега намного древнее и его, и христианства в целом. Древние люди-язычники могли придавать снеговикам разный смысл – например, норвежцы считали, что злые духи, которые так и норовят вселиться в человека, могут принять за него снеговика – так они и окажутся в ловушке до самой весны. Такой подход делал снеговик («снежного тролля», как его называют в Норвегии) в определенной степени опасным – скажем, поздним вечером не рекомендуется смотреть на него через окно, да и на улице снеговика лучше обходить как модно дальше.
Но чаще все-таки снеговик воспринимался как олицетворение доброго духа, призванного отгонять злых. Румыны и венгры даже вешают на шею снеговику связку чеснока – этого общеизвестного средства против нечистой силы.
Не стоит считать лепку снеговиков чисто западной традицией – это делают и в Японии. Здесь снежную фигуру, которую традиционно лепят из двух шаров – большого «туловища» и маленькой «головы» – называют «Юки Дарума», по аналогии с куклами Дарума, олицетворяющими основателя дзэн-буддизма.
Примечательно, что на Западе снежные фигуры осмысливаются только в «мужской» ипостаси (вспомним английское название снеговика – snowman – которое можно перевести не только как «снежный человек», но и «снежный мужчина») – это даже позволило американскому историку Т.Кьюсак объявить снеговика «устаревшим символом половой дискриминации. Видимо, эта исследовательница никогда не была в России, иначе она знала бы, что на Руси лепили не только снеговиков, но и снежных баб – лепили с вполне определенным мистическим смыслом. Считалось, что как только позволит количество выпавшего снега, нужно слепить трех снежных баб: одну – для многоснежной зимы, другую – для доброго урожая, третью – которую называли «крышней» – для счастья и благополучия под крышей родного дома.
Следы древнего мировоззрения можно наблюдать и в современных снеговиках. Например, традиционно в качестве носа снежной фигуры используют морковку – в древности это было магическое действие, призванное обеспечить хороший урожай по принципу «подобное рождает подобное». Метла, которую обычно вкладывают в «руку» снежной бабы, должна «намести» побольше снега – опять же для лучшего урожая. Даже ведро на голове имеет свой смысл, олицетворяя собой достаток в доме.
Вот такая древняя история у веселого «снежного человечка», которого так любят лепить зимой и дети, и взрослые!