icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ƒмитрий Ќеткачев
ќкружающий мир

 ак по€вилс€ железнодорожный транспорт

  • 3731
  • 6

 ак по€вилс€ железнодорожный транспорт

 
 аждый человек хот€ бы раз ездил по железной дороге. «адумывалс€ ли кто-то из пассажиров: Ђ ак по€вилс€ железнодорожный транспорт?  ому в голову пришла иде€ проложить рельсы и пустить по ним состав?ї. »стори€ по€влени€ железнодорожного транспорта уходит к XVIII веку, именно тогда дл€ перевозки грузов были созданы простейшие железные дороги. ѕо ним неторопливые лошадки таскали вагоны с рудой и хлопком, иногда в тележках ехали люди. ƒвижение по Ђчугункеї, так изначально назывались рельсовые пути, отличалось равномерностью. Ћошади меньше уставали и могли возить более объемные грузы, чем по обычным дорогам.

  концу XVIII века ƒжеймс ”атт завершил работу над созданием универсального парового двигател€. Ёти паровые машины изначально примен€лись дл€ привода станков на предпри€ти€х.

»звестно, что одним из первых построить железную дорогу с паровым т€гачом в 1804 году вызвалс€ –ичард “ревитик. ≈го первый паровоз собирались пустить по чугунке, где трудились лошади. “олько с третьей попытки в 1808 году удалось изготовить паровоз, который смог разогнатьс€ по чугунке до 30 км/ч. Ётот паровоз сумел потрудитьс€ почти два мес€ца, но его больша€ масса разрушила чугунные рельсы. Ќикто не решилс€ перевести железную дорогу на стальные рельсы (требовались слишком большие капиталовложени€), лошади оказались предпочтительнее паровоза.

јнглийский инженер ƒжордж —тефенсон, изучив основы эксплуатации паровых машин ”атта, приступил к проектированию паровоза своей конструкции. Ѕыл и заказ на выполнение этих работ. јнгли€ страна угольных шахт, а уголь нужно возить потребител€м. »менно под перевозки угл€ и проектировалс€ первый паровоз. ¬ 1814 г. ѕромышленный образец первого паровоза —тефенсона был создан в 1829 г. ќн получил название Ђ–акетаї. —тефенсон ввел в обращение слово Locomotion (мы произносим локомотив), так он назвал свое новое транспортное средство. Ётот паровоз работал на железной дороге длиной всего 13 км. ќн разгон€лс€ до 56 км/ч, а при скорости 19 км/ч мог тащить груз массой 13 т.

ѕри открытии железной дороги и пуске первого промышленного паровоза произошла и перва€ трагеди€. ќдин из членов парламента слишком зазевалс€, паровоз оказалс€ мощнее человека и победил в этой схватке. ѕопытки запретить использование паровоза не оказались эффективными, слишком много средств было вложено в строительство.

—тефенсон придумал и конструкцию разворотной площадки. ѕаровоз доезжал до нее, а потом его легко разворачивали на 180 град. ≈ще одной важной заслугой талантливого инженера оказались стрелки, при помощи которых можно перевести движение состава с одних рельс на другие.

јмериканцы заинтересовались иде€ми —тефенсона, по их заказам он построил восемь паровозов, отправленных на корабл€х в —Ўј. “ам была построена сама€ длинна€ дл€ того времени железна€ дорога прот€женностью 64 км.

ќтец и сын „ерепановы оказались в тот период в јнглии, где смогли увидеть паровоз —тефенсона. »х покорила иде€ железных дорог. ѕо прибытии домой (г. Ќижний “агил) они зан€лись постройкой своего паровоза и железной дороги дл€ его движени€. ¬ 1834 г. Ѕыла построена перва€ российска€ железна€ дорога длиной 900 м. ѕо ней двигалс€ отечественный паровоз, который тащил груз 3,5 т со скоростью 15 км/ч. Ќа прицепных тележках свободно размещалось до сорока пассажиров.

ѕосле бурных дебатов было решено построить императорскую железную дорогу, котора€ соединила —анкт-ѕетербург с летней резиденцией августейших особ в ÷арском —еле. ѕрот€женность составила 26,7 км пути. ѕримечательно, что когда запускали первый паровоз, в вагоны посадили солдат (в –оссии все новшества испытывали всегда на люд€х, потом только на животных). Ќа перроне крутилась светска€ дамочка Ќадежда «. ќна громко кричала: ЂЌе поедет! Ќе поедет!ї Ќо когда состав тронулс€, раздалс€ новый крик: ЂЌе остановитс€!ї ѕосле про€влени€ элементарной глупости ее выдворили из ¬ысшего общества.

Ѕыли противники железных дорог. ѕеред пуском первым паровоза они заплатили рабочим, чтобы те промазали рельсы гусиным жиром. –абочие за 30 рублей исполнили заказ. Ќо в конструкции был предусмотрен небольшой резервуар с песком. »з него тонкой струйкой посыпалс€ песок, обеспечивший надежное сцепление колес с рельсами.

ѕотом (1842 г.) началось строительство дорога из —анкт-ѕетербурга в ћоскву, ее строили течение 9 лет. ќна имеет прот€женность около 600 км. »значально строились два параллельных пути, чтобы составы не мешали друг другу при встречном движении.

“рудно представить –оссию без железных дорог, они св€зали запад и восток, север и юг. ¬ планах развити€ транспорта железным дорогам отводитс€ значительное развитие в ближайшее врем€.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

ћодераторы сменили картинку, теперь на ней пам€тник паровозу „ерепановых в Ќижнем “агиле.

deb
Ћюдмила —еребр€кова

ƒа, удивительное было врем€! ј сейчас нет такого, чтобы дамочка бегала и кричала: не поедет или не остановитс€. ј жаль... ++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+