Но если даже дни копейки сочтены, она ведь не перестаёт от этого быть частью нашей истории! И конечно, интересно узнать, как появилась на Руси такая монета и что означает её название?
Самая первая ассоциация: «копейка» – «копить». Именно такую этимологию этого слова приводит В.И.Даль в своём знаменитом словаре: «копить деньги». Наверное, уважаемый Владимир Иванович имел какие-то основания для подобных выводов, но всё-таки напрашивается вопрос: почему же такое название, образованное от слова «копить», пристало именно к мелкой монете? Ведь для накоплений как раз удобнее нечто более крупное. Так что, вероятнее всего, эту версию придётся отвергнуть как не вполне состоятельную.
Есть ещё такая версия: «копейка» – это исказившееся в русском произношении «кепек динар», что значит «динар Кепека». Это связано с именем хана Кепека (или Кебека), правителя Чагатайского улуса – государства в Средней Азии, которое образовалось в 1266 г. в результате распада Великой Монголии. Кебек-хан провёл в 1321 г. реформу, введя в обращение серебряные динары, отличающиеся своей стоимостью от тех, что были раньше, вот их-то и называли «кепек динар». Безусловно, версия красивая, но… на территории Руси археологи ни разу этих самых кепек динаров не находили – видимо, они не имели у нас хождения. Соответственно, и на язык повлиять их название не могло! Видимо, истоки слова «копейка» всё-таки надо искать в русском языке.
На что ещё похоже слово «копейка»? Копьё... казалось бы, странная ассоциация – какая может быть связь между мелкой монетой и оружием? Между тем, связь прямая!
К слову, копейка – не единственная денежная единица,чьё наименование связывается с оружием. В средневековой Москве, при Иване III и Василии III существовали т.н. «сабельки» – монеты, на которых изображался всадник, вооружённый саблей. Существует предположение, что под этим всадником подразумевался не кто иной, как великий князь – об этом говорит корона всадника.
Но вот в 1534 г. Елена Глинская – мать Ивана IV, фактическая правительница страны в пору его малолетства – проводит денежную реформу, связанную с необходимостью навести порядок в плане денег. То был закономерный итог объединения страны вокруг Москвы, а также «ответ» власти на распространившуюся практику обрезывания серебряных монет. В 1534 г. оказались под запретом все старые деньги (как необрезанные, так и обрезанные), узаконены же были три серебряные монеты: полушка, деньга, а вот третья интересует нас особо. Это была базовая единица, в противоположность старым «сабельным деньгам» на этих монетах изображали всадника с копьём, и его голову по-прежнему увенчивала корона – т.е. под ним подразумевался великий князь (позже – царь). Так эти монеты и назывались – «копейные деньги», или коротко – «копейки».
В XVII в.бывало, что правители пытались каким-то образом серебряную копейку изменить. Так, Василий Шуйский издал указ о введении золотых копеек с такоим же весом, как и серебряные копейки, но дороже в десять раз – и в скором времени лишился трона. При Алексее Михайловиче наряду с серебряными копейками ввели копейки медные, причём те и другие были уравнены, однако серебряные были в сто раз дороже). Начались спекуляции на разнице в их курсах, обесценивание медных копеек, изрядный взлёт цен, и в конечном итоге последовал «медный бунт», который был жестоко подавлен. Правительству же пришлось вернуться к копейке серебряной, существовавшей до сих пор.
Более успешной была реформа Петра I. Переход от серебряной копейки к медной занял целых 14 лет, но в 1718 веке серебряная копейка полностью отходит в прошлое.
В XVIII в. происходит и ещё одно примечательное событие в истории нашей монеты – изображённый на ней всадник-копейщик стал св.Георгием Победоносцем. Такое объяснение встречалось и раньше, но исключительно в устах иностранцев, для соотечественников же всадник на монете был царём. И только после 1730 г., когда Сенат утвердил описания 85 гербов городов Российской Империи – в том числе Московского, на котором изображён этот святой – всадник на монете тоже считается св. Георгием Победоносцем.
Но медная копейка – ещё не конец! Существовала и… бумажная копейка. Было такое при Николае II – точнее, в 1915 г.
Дальнейшая история копейки связана уже с советской эпохой. Выпуск первой копейки советского образца относится в 1924 г. Примечательно, что при денежных реформах советских времён копейку «щадили»: в 1947 г. не тронули вообще, а при реформе 1961 г.вместе с новыми деньгами оставили в обращении и старые монеты в 1, 2, 3 копейки. Разумеется, советская копейка была «копейкой» только по названию – никакого всадника с копьём (ни св.Георгия, ни тем более царя) на ней быть не могло – на ней изображался советский герб.
Последняя советская копейка относится к 1991 г. Вскоре последовал распад СССР, после которого копейку благополучно «съела» инфляция. В 1994 г. – в год 460-летия копейки – Центральный банк России официально заявил о её «кончине».
Впрочем, копейка вернулся 1 января 1998 г. – в результате деноминации рубля. Примечательно, что эта новая копейка вновь стала «копейкой» в полном смысле – на ней вновь появился всадник с копьём. На сей раз – никаких сомнений: это св.Георгий Победоносец, почти точное воспроизведение новгородской иконы XV в. Что ожидает современную российскую копейку, покажет будущее, но на данный момент перспективы представляются не особенно оптимистическими: монеты достоинством в 1 и 5 копеек перестали чеканить в 2010 г. А в некоторых городах Росси – Москве, Нижнем Новгороде и Королёве – уже поставили памятники пятаку (пятикопеечной монете). Правда, московский и королёвский памятники посвящены не столько самой монете, сколько студенческой примете (класть пятак под пятку), но всё равно – выглядит символично… Говорят, что эти памятники помогают успешно сдать экзамены и даже исполняют желания. Сама не проверяла – судить не берусь!