А появились они в конце 19 века, когда эксплуатация человека человеком начала достигать своего апогея. Вначале это были простые тесты на измерение способности людей различать цвета и их оттенки и улавливать прошедшие промежутки времени.
Потом тесты стали более сложными и более психологическими. Они получили направление на определение и измерение интеллекта: внимания, воображения, свойств памяти того или иного человека. И, естественно, получили прикладное значение и дискриминационный характер: с их помощью начали отделять «полноценных» детей от «неполноценных».
Потом подобные тесты стали применяться по отношению к военным, а далее, к концу первой четверти прошлого столетия, когда психологических тестов стало насчитываться более тысячи, – и ко всем прочим гражданам. Родиной тестов явились – и это не удивительно – Соединенные Штаты Америки, поскольку большинство психологических тестов было разработано именно там. По мере развития психологического тестирования, их сфера сузилась до измерения личностных и когнитивных свойств и особенностей человека. Это уже именовалось психодиагностикой, с легкой руки Германа Роршаха, создателя теста цветовых пятен. Впоследствии, термин «психодиагностика» был-таки вытеснен понятием «психологическое тестирование»
Затронуло психологическое тестирование и Россию. Первая в России психологическая лаборатория на базе клиники нервных и душевных недугов при Императорском Казанском университете открылась в 1885 году. Через десять лет подобная лаборатория была создана при психиатрической университетской клинике в Москве. В них на основе тестирования изучались признаки разных психических явлений.
В 1909 году появилось исследование невропатолога и психиатра Григория Ивановича Россолимо по психологическому тестированию. Работа была направлена на изучение и измерение интеллекта человека.
Ученый-психолог Александр Федорович Лазурский работал в первой четверти 20 века над классификацией человеческих характеров при помощи психологических тестов, а в 1928 году психолог и педагог Александр Павлович Болтунов опубликовал работу «Измерительная шкала ума», где приводил новые формы психологического тестирования.
Психологическими тестами с прикладным их значением занимались М.Ю. Сыркин, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Гиллерштейн, А.А. Толчинский и Н.Д. Левитов. До поры. Поскольку у психологического тестирования было и много противников. Считалось, и вполне справедливо, что такое тестирование носит дискриминационный характер. И что иметь развитый интеллект или не иметь, быть шибко умным или не шибко, помнить все или не помнить ничего, обладать богатым воображением или не очень, - личное дело каждого гражданина, во что вмешиваться никто не имеет права. И постановлением партии и правительства от 1936 года, психологическое тестирование было запрещено.
Это постановление никто не отменял, однако в 1989 году появляется первый российский справочник по психодиагностике Леонида Фокича Бурлачука, а затем и учебник по психодиагностике для вузов. Власть потихоньку стала отворачиваться от человека, разрешая приверженцам неокапиталистических рыночно-базарных отношений в России делать с рядовым гражданином что угодно, и как угодно. В настоящее время психологическое тестирование, «научно обоснованное», решает, помимо медицинских и научных, еще и кадровые профессиональные задачи. Ныне психологический тест – это стандартизированное испытание человека. По результатам этого теста и судят как о физиологических свойствах человека, так и о его личностных способностях. Вот такие пироги...