icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Александр Андронов
Обучение

Как повысить престиж образования. Полемические заметки

  • 1720
  • 12

Как повысить престиж образования. Полемические заметки

В
В соответствии с существующими законодательными актами каждый здоровый молодой человек в России должен иметь полное среднее образование. Благо это или беда? С одной стороны – без образования сейчас – никуда. С другой… Давайте попробуем проанализировать сложившуюся ситуацию.

На примере окружающей меня действительности давно убедился: как минимум каждый третий школьник не в состоянии овладеть тем набором базовых знаний в области, к примеру, биологии, математики или химии, который требует от него школьная программа. Не всем же даны от бога неординарные способности. Но экзамены сдавать в любом случае надо! В итоге откровенные недоучки штурмуют высоты ЕГЭ с помощью тугих папиных и маминых кошельков, сплошь и рядом достаточно успешно. В ход идет все: репетиторы, мобильные телефоны, бригады поддержки из преподавателей ВУЗов, подкуп охраны и тех, кто непосредственно проводит экзамен. Власть на местах этого как минимум «не видит». Да и как начнешь круто «завинчивать гайки»? Достаточно власти, скажем, федеральной обратить внимание на вопиющую разницу в результатах, скажем ЕГЭ «телефонного» прошлогоднего и «честного» нынешнего, чтобы сделать далеко идущие выводы о царившей в прошлом году коррупции. А так и до оргвыводов недалеко. Проще промолчать и сделать вид, что именно у нас, в нашем регионе самые умные выпускники и самые неподкупные начальники.

Что дальше? А дальше эти самые недоучки с высокими баллами успешно поступают в самые престижные ВУЗы, пусть не на бюджет, так на платное отделение. Папа с мамой прокормят и денег на взятку преподавателю дадут. А как без нее, взятки, если своими силами недоучка с полным курсом ВУЗа попросту не справится?

А дальше – совсем страшно. Выходят на широкую жизненную дорогу малограмотные, хамоватые, привыкшие все мерять на деньги врачи, учителя, инженеры. В итоге мрут люди, падают ракеты. А в школах на очередной круг уходит порочная система, о которой мы говорили выше. И это еще не вся беда. Страна испытывает острейший дефицит людей с образованием профессиональным, выпускников техникумов и профессиональных училищ. А откуда им взяться, если ВУЗ так доступен? Лишь плати! В итоге мало найдется дураков, которые пойдут в рабочие с дипломом «вышки». Раз выучили меня, то и работу я буду искать не медсестры, а как минимум врача. Я же с дипломом!

Так что же делать? Как разорвать порочный круг? Начнем со школы. Не стоит стричь всех учеников под одну гребенку. Годам к десяти, после начальной школы, уже можно определить, на что годен данный ребенок. Зачем надрываться, обучая его тригонометрии и генетике, если он и не хочет, и не в состоянии овладеть ими? Пусть обучается по облегченной программе, не нацеленной на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Зато у преподавателей больше найдется времени для интеллектуалов. Ну а что касается ЕГЭ, так ли он необходим для объективной оценки знаний школьника? Рискну предложить другую систему. В качестве балла для поступления в ВУЗ использовать сумму четвертных или годовых оценок абитуриента за все 11 лет учебы. Будет, мне кажется, не менее объективно. И тут уже никакой репетитор не поможет. Все годы надо хорошо учиться!

Идем дальше. Следует законодательно запретить платное высшее образование и ввести государственное распределение выпускников, на обучение которых были затрачены средства из бюджета. Кому станет хуже от этого? Разве только преподавателям ВУЗов, части из которых придется искать другую работу. Зато останутся лучшие! Куда пойдут остальные? Да в техникумы и ПТУ, где людям с опытом ВУЗовской работы будут только рады. Тем более, что приток абитуриентов за счет сокращения приема в ВУЗы там резко возрастет.

Вот и итог: с высшим образованием – лучше меньше, да лучше. Со средним специальным – больше и лучше. Кому хуже? Не знаю, давайте подумаем вместе.

deb
Надежда Орехова

Замечательно: вдумчиво, грамотно, интересно! Конечно, +! Напомню, что у меня тоже есть две статьи на эту же тему: Почему наши дети безграмотны и школы Вальдорфа. Жаль, что все эти статьи не прочитают из Мин. Образования! У них свои взгляды, свои решения, свои...кошельки?

deb
Сандра  Бойко

Грамотная и корректная публикация.Вам +.Я обеими руками за то, чтобы каждый человек был образован.Как при Союзе, насильный ликбез.А уж после школы молодые люди,научившись!!! думать, и овладев минимальным!багажом знаний, если смогут, поступят в ВУЗ.позволю себе не согласиться с одним тезисом : "не в состоянии овладеть ими?".Думаю, школьная программа не должна быть нацелена на исключительных детей. Напротив, стоит повышать качество обязательного образования,и одолевать безграмотность знаниями, а не деньгами. Только как бы нам этого дождаться)

mas
Дмитрий Неткачев

Статья вызвала двойственное ощущение. Написано хорошо, за это +. Но теперь представим ситуацию иначе. Платного высшего образования нет, "телефонным" правом не осталось мест для толкового молодого человека в вузе. Перспективы? Много раз сталкивался с людьми, не имеющими официального высшего образования, но решающими конкретные вопросы получше дипломированных специалистов. Как быть с такими? В СССР в пятидесятые-шестидесятые годы в некоторых вузах были организованы курсы ускоренного обучения, на них за два года специалисты получали высшее образование. Возможно ли сейчас такое? Не уверен.

mas
Дмитрий Неткачев

Продолжение. Представьте себя на месте родителя, у которого ребенок не тянет. Как быть? Репетиторство? Не знаю.Со мной в одной группе учились ребята, которые потом так и не стали инженерами, окончив вуз нашли себя в разных профессиях, даже стали отличными сварщиками и фрезеровщиками. Диплом им потом оказался не нужен.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+