На примере окружающей меня действительности давно убедился: как минимум каждый третий школьник не в состоянии овладеть тем набором базовых знаний в области, к примеру, биологии, математики или химии, который требует от него школьная программа. Не всем же даны от бога неординарные способности. Но экзамены сдавать в любом случае надо! В итоге откровенные недоучки штурмуют высоты ЕГЭ с помощью тугих папиных и маминых кошельков, сплошь и рядом достаточно успешно. В ход идет все: репетиторы, мобильные телефоны, бригады поддержки из преподавателей ВУЗов, подкуп охраны и тех, кто непосредственно проводит экзамен. Власть на местах этого как минимум «не видит». Да и как начнешь круто «завинчивать гайки»? Достаточно власти, скажем, федеральной обратить внимание на вопиющую разницу в результатах, скажем ЕГЭ «телефонного» прошлогоднего и «честного» нынешнего, чтобы сделать далеко идущие выводы о царившей в прошлом году коррупции. А так и до оргвыводов недалеко. Проще промолчать и сделать вид, что именно у нас, в нашем регионе самые умные выпускники и самые неподкупные начальники.
Что дальше? А дальше эти самые недоучки с высокими баллами успешно поступают в самые престижные ВУЗы, пусть не на бюджет, так на платное отделение. Папа с мамой прокормят и денег на взятку преподавателю дадут. А как без нее, взятки, если своими силами недоучка с полным курсом ВУЗа попросту не справится?
А дальше – совсем страшно. Выходят на широкую жизненную дорогу малограмотные, хамоватые, привыкшие все мерять на деньги врачи, учителя, инженеры. В итоге мрут люди, падают ракеты. А в школах на очередной круг уходит порочная система, о которой мы говорили выше. И это еще не вся беда. Страна испытывает острейший дефицит людей с образованием профессиональным, выпускников техникумов и профессиональных училищ. А откуда им взяться, если ВУЗ так доступен? Лишь плати! В итоге мало найдется дураков, которые пойдут в рабочие с дипломом «вышки». Раз выучили меня, то и работу я буду искать не медсестры, а как минимум врача. Я же с дипломом!
Так что же делать? Как разорвать порочный круг? Начнем со школы. Не стоит стричь всех учеников под одну гребенку. Годам к десяти, после начальной школы, уже можно определить, на что годен данный ребенок. Зачем надрываться, обучая его тригонометрии и генетике, если он и не хочет, и не в состоянии овладеть ими? Пусть обучается по облегченной программе, не нацеленной на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Зато у преподавателей больше найдется времени для интеллектуалов. Ну а что касается ЕГЭ, так ли он необходим для объективной оценки знаний школьника? Рискну предложить другую систему. В качестве балла для поступления в ВУЗ использовать сумму четвертных или годовых оценок абитуриента за все 11 лет учебы. Будет, мне кажется, не менее объективно. И тут уже никакой репетитор не поможет. Все годы надо хорошо учиться!
Идем дальше. Следует законодательно запретить платное высшее образование и ввести государственное распределение выпускников, на обучение которых были затрачены средства из бюджета. Кому станет хуже от этого? Разве только преподавателям ВУЗов, части из которых придется искать другую работу. Зато останутся лучшие! Куда пойдут остальные? Да в техникумы и ПТУ, где людям с опытом ВУЗовской работы будут только рады. Тем более, что приток абитуриентов за счет сокращения приема в ВУЗы там резко возрастет.
Вот и итог: с высшим образованием – лучше меньше, да лучше. Со средним специальным – больше и лучше. Кому хуже? Не знаю, давайте подумаем вместе.