icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Как помочь ребёнку принять себя

  • 1642
  • 4

Как помочь ребёнку принять себя

К
Как правило, с проблемой неприятия себя ребёнок впервые сталкивается с подростковом возрасте… но «начало» её следует искать гораздо раньше. Строго говоря, «неприятия себя» как такового не существует – существует лишь неприятие человека окружающими, принимаемое им (так, я совершенно не подозревала, что во мне что-то не так – пока меня не побили в первый же день в детском саду)… В подростковом возрасте такая ориентация на мнение сверстников становится гипертрофированной – это неизбежно, поскольку в этом возрасте человек обучается такому взаимодействию – но всё же у одних она выражается в большей степени, у других в меньшей. С чем это связано?

Конечно, в определённой степени это определяется тем, насколько человек соответствует общим стандартам (так, если девочка в достаточной степени похожа на раскрашенную плоскодонку из порнографического журнала, а мальчик – на обезьяну с кулаками, значительно превосходящими по размерам головной мозг, если при этом они завёрнуты в дорогие вещи – то вероятнее всего от неприятия себя они страдать не будут). Но и психологическая сторона определённое значение имеет.

Вспомните, сколько раз вы говорили своего ребёнку: «Посмотри, как Маша это делает – а ты так не умеешь», или требовали делать что-то «как папа» или «как мама»? А ведь каждый раз при этом вы «закладывали в подсознание» мысль: «У меня не должно быть ничего своего, индивидуального, своеобразного – я должен быть похожим на кого-то другого». Сходный эффект может оказывать и наблюдение за мамой, постоянно добивающейся «фигуры как у Дженнифер Лопес» или ещё чего-нибудь в таком же роде, а также постоянные разговоры на тему «почему у Ивановых есть – а у нас нет». Именно в такой семье вырастает «стадное животное», которое действительно способно «биться головой об стенку потому, что все это делают». И это опаснее, чем может показаться: ведь подростковая мода бывает разной – например, на… самоубийства (особенно когда каждый случай самоубийства напропалую «рекламируется» в СМИ и Интернете). Разумеется, «стадное животное» страдает от неприятия «стадом»: если «стадо» меня отвергает – значит, я «неправильный»…

Меньше шансов вырасти «стадным животным» в семье, где никого ни с кем не сравнивают… и уж конечно – не твердят на каждом шагу: «Из тебя вообще ничего хорошего не выйдет», «У всех дети как дети – а у меня…» и т.п. В семье, где человек воспринимается как нечто самодостаточное и самоценное, ребёнок рано привыкает и самого себя воспринимать также (помню свою реакцию (разумеется, не высказанную вслух), когда в детском саду воспитательница попыталась доказать мне, что я не могу не любить манную кашу, потому что «все детки её любят»: все – это все, а я – это я, я – это не все).

Разумеется, столкнуться с проблемой принятия/непринятия придётся всё равно… Но это пройдёт намного легче, если ребёнок вовремя поймёт, что на школьном классе свет клином не сошёлся – если он будет включён в несколько разных групп (это могут быть спортивные секции, музыкальная или художественная школа и т.п.) – где-нибудь он обязательно будет принят окружающими, а значит – и самим собой.

deb
Александр Куц

Это высшая степень психологического развития, с детьми вообще нужно обращаться так, как будто вы сами ребенок. Я так считаю. +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+