Конечно, в определённой степени это определяется тем, насколько человек соответствует общим стандартам (так, если девочка в достаточной степени похожа на раскрашенную плоскодонку из порнографического журнала, а мальчик – на обезьяну с кулаками, значительно превосходящими по размерам головной мозг, если при этом они завёрнуты в дорогие вещи – то вероятнее всего от неприятия себя они страдать не будут). Но и психологическая сторона определённое значение имеет.
Вспомните, сколько раз вы говорили своего ребёнку: «Посмотри, как Маша это делает – а ты так не умеешь», или требовали делать что-то «как папа» или «как мама»? А ведь каждый раз при этом вы «закладывали в подсознание» мысль: «У меня не должно быть ничего своего, индивидуального, своеобразного – я должен быть похожим на кого-то другого». Сходный эффект может оказывать и наблюдение за мамой, постоянно добивающейся «фигуры как у Дженнифер Лопес» или ещё чего-нибудь в таком же роде, а также постоянные разговоры на тему «почему у Ивановых есть – а у нас нет». Именно в такой семье вырастает «стадное животное», которое действительно способно «биться головой об стенку потому, что все это делают». И это опаснее, чем может показаться: ведь подростковая мода бывает разной – например, на… самоубийства (особенно когда каждый случай самоубийства напропалую «рекламируется» в СМИ и Интернете). Разумеется, «стадное животное» страдает от неприятия «стадом»: если «стадо» меня отвергает – значит, я «неправильный»…
Меньше шансов вырасти «стадным животным» в семье, где никого ни с кем не сравнивают… и уж конечно – не твердят на каждом шагу: «Из тебя вообще ничего хорошего не выйдет», «У всех дети как дети – а у меня…» и т.п. В семье, где человек воспринимается как нечто самодостаточное и самоценное, ребёнок рано привыкает и самого себя воспринимать также (помню свою реакцию (разумеется, не высказанную вслух), когда в детском саду воспитательница попыталась доказать мне, что я не могу не любить манную кашу, потому что «все детки её любят»: все – это все, а я – это я, я – это не все).
Разумеется, столкнуться с проблемой принятия/непринятия придётся всё равно… Но это пройдёт намного легче, если ребёнок вовремя поймёт, что на школьном классе свет клином не сошёлся – если он будет включён в несколько разных групп (это могут быть спортивные секции, музыкальная или художественная школа и т.п.) – где-нибудь он обязательно будет принят окружающими, а значит – и самим собой.