icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ќбучение

 ак помочь ребенку выучить таблицу умножени€?

  • 2780
  • 13

 ак помочь ребенку выучить таблицу умножени€?

“аблицу умножени€ € учил как стишок:

ѕ€тью п€ть Ц двадцать п€ть,

Ўестью шесть Ц тридцать шесть,

—емью семь Ц сорок семьЕ

ј вот и нет, семью семь Ц как раз сорок дев€ть! » до сих пор, когда доводитс€ производить умножение чисел, € все равно проговариваю: шестью семь Ц сорок два, шестью восемь Ц сорок восемь. ѕравда, сейчас, не так уж часто приходитс€ умножать числа Ђв столбикї.  алькул€тор имеетс€ везде: и в часах, и в телефоне. Ќажал несколько кнопок Ц и вот он, результат. “ак стоит ли детей заставл€ть учить таблицу умножени€?

 онечно, стоит! Ѕолее того, знать таблицу умножени€ необходимо, несмотр€ на существование калькул€торов. ¬едь калькул€тор считает только то, что ему задает посчитать человек. „еловек же, дл€ того, чтобы давать задание калькул€тору, должен знать арифметику. ј основа знани€ арифметики Ц таблица умножени€. “ак что пока малыш не освоит таблицу умножени€, калькул€торы из дома Ц долой.

ƒл€ того, чтобы выучить таблицу умножени€, все средства хороши. ¬ыбор этих средств зависит от того, какой вид пам€ти у ребенка развит лучше: зрительна€, слухова€ или моторна€. ¬ первом случае хорошо срабатывает игра в карточки, во втором случае Ц стихотворени€, а в третьем Ц упражнени€-прописи. » всегда следует призывать на помощь логику и четкое понимание того, что такое умножение.

ƒа, пожалуй, первое, что следует объ€снить ребенку Ц это то, в чем заключаетс€ суть умножени€. Ќаверное, проще всего сказать, что умножение Ц это многократное сложение. Ќапример, 2 умножить на 4 Ц это значит четыре раза сложить число 2 само с собой: 2 x 4 = 2+2+2+2. «десь же можно научить ребенка двум новым полезным словам: сомножители и произведение.

¬ ходе объ€снени€ следует без строгих доказательств объ€снить, что умножение коммутативно, то есть, что если 5x8=40, то и 8x5=40. ≈сли ребенок это поймет, то врем€, необходимое дл€ изучени€ таблицы умножени€, можно вдвое сократить. “аблица умножени€ симметрична.

≈ще немного облегчаем работу ребенку: таблицу умножени€ на 1 запоминать не надо. ѕри умножении на 1 получаетс€ то же самое число. “аблицу умножени€ на 10 тоже запомнить легче легкого: справа к умножаемому числу добавл€ем ноль.

ј вот дальше от логики помощи будет мало. Ќадо тупо учить.

Ќу, не тупо, конечно, а, как уже было сказано, примен€€сь к тому, какой вид пам€ти у ребенка лучше развит. ћожно записать всю таблицу умножени€ на карточки. — одной стороны, к примеру, 3x8. ѕеревернешь карточку Ц а там ответ: 24.  арточек может быть 100, а может Ц 80. ¬едь таблицу умножени€ на 1 и на 10 мы уже превзошли.

»гра в карточки довольно проста€. ¬ начале перетасуем колоду, а потом вытаскиваем из нее карточки одну за другой. 7x8? 48? Ќе правильно!  арточку кладем в конец колоды. 56? ћолодец!  арточку откладываем в сторону. ѕричем, лучше ответом вверх. ѕочему? “ерпение, давайте сначала закончим игру!

—обственно говор€, продолжительность игры указывает на то, как хорошо мы уже таблицу умножени€ знаем. », кстати, позвол€ет определить, насколько у ребенка развита зрительна€ пам€ть. Ёти сведени€ не будут лишними. ≈сли мальчику или девочке лучше показать, чем сказать, показывайте.

Ќо вот игра успешно закончена, все карточки перешли во вторую колоду, и повернуты вверх ответами: 24, 9, 48, 81... «амечательный повод повторить таблицу умножени€ еще раз. ѕроизведением каких сомножителей €вл€етс€ данное число?  стати, обратить внимание ребенка на то, что 24 и 48 можно получить двум€ разными способами: 24 = 8х3 = 3х8, 48 = 6х8 = 8х6. ј вот 9 и 81 Ц только одним: 9=3х3, 81=9х9. “акие Ђисключительныеї числа называютс€ квадратами. »х стоит Ђзнать в лицої отдельно.

 стати, если вдруг ребенок спросит, почему это мы решили, что каждое число в нашей колоде, если оно не €вл€етс€ квадратом, всегда будет произведением только одной определенной пары чисел (20 всегда 4х5 или 5х4) Ц у него от природы хорошо развито логическое мышление. Ёто, действительно, не тривиальный вопрос, требующий доказательства. —амое простое Ц покажите ему таблицу умножени€ в виде квадрата ѕифагора (сомножители Ц по кра€м, результаты Ц внутри, располагаютс€ на пересечении соответствующих горизонталей и вертикалей). ѕусть убедитс€ экспериментальным, так сказать, путем, что это так: ни в одной строке и ни в одном столбце ни одно число дважды не повтор€етс€. «начит, всегда найдетс€ только два способа представлени€ целого произведени€ в виде пары целых сомножителей (в частном случае, совпадающих). —трого говор€, и это требует доказательства.

 стати, квадрат (или таблица) ѕифагора Ц еще одна неплоха€ игра дл€ тех детей, у кого хорошо развита именно зрительна€ пам€ть. ¬о-первых, по этой таблице сразу видно, где наход€тс€ значени€ квадратов целых чисел от 1 до 10, на диагонали таблицы ѕифагора. ¬о-вторых, можно задать вопрос: а существуют ли числа, которые в таблицу ѕифагора не вход€т? ¬от ¬ам и интересна€ дорожка к рассказу о простых числах, которые, если говорить серьезно, €вл€ютс€ одной из самых сложных проблем арифметики. ѕо-видимому, нет никакого способа указать заранее, будет ли число простым, то есть не представимым в виде произведени€ двух других чисел, кроме него самого и 1. ѕервые несколько простых чисел (2, 3, 5, 7, 11, 13, 17...) ребенок может отыскать сам с помощью той же таблицы ѕифагора. » если он с охотой приметс€ за эту задачку и быстро с ней справитс€ Ц учите его математике всерьез. ¬ кон€ корм!

≈сли у ребенка лучше развита слухова€ пам€ть, таблицу умножени€ можно выучить как речевки. ќ таком способе уже упоминалось в начале статьи: дважды три Ц это шесть, семью восемь Ц п€тьдес€т шесть (хот€ очень хочетс€ сказать Ђсорок восемьї). ћожно повтор€ть эти речевки на ходу и таким образом, гул€ючи, выучить таблицу уможени€. ≈сли подобное запоминание у ребенка идет быстро и Ђстишкиї он запоминает точно, у него не будет проблем с иностранными €зыками. »щите репетитора!

“е из детей, у которых лучше развита моторна€ пам€ть, могут запомнить таблицу умножени€, переписав ее несколько раз подр€д, а лучше в разбивку. ѕравда, если рисование малышу даетс€ с трудом, вр€д ли стоит этот способ пробовать на практике. ј вот если карандаш в его руке Ђлетаетї, следует проверить.

ј Ђна сладкоеї, после того, как таблица умножени€ хорошо выучена, можете показать ребенку способы умножени€ с помощью пальцев двух рук.  акие? ѕоищите их в Youtube по фразе Ђумножение на пальцахї.  стати, там же есть много видеороликов на тему Ђумножение дл€ детейї. —тоит ознакомитьс€ перед тем, как станете помогать ребенку изучать таблицу умножени€.


top
Halida Rojkova

ѕомню страшные два лета - сначала дочь, а через п€ть лет сын учили таблицу умножени€. ¬от это была жесть!

spe
ёли€ ƒворникова

” нас тоже были жЄсткие дни. я спрашивала 7х7; 6х9 и т. д. когда мы гул€ли, за обедом, шЄпотом в кинозале, выкрикива€ с балкона, буквально дрессировала бедных детей на правильные ответы! Ѕедные мои девочки! —тарша€, чисто из-за своего упр€мства, таблицу таки одолела. ћучени€ средней прекратила € сама, заметив, что стоит мне открыть рот, она замирала и напр€галась всем телом. ¬ынести € этого не могла. “аблицу ¬арька знает "с п€того на дес€тое". — младшим попробуем по методике ћарка, должно получитьс€!+++

spe
Ћариса ѕопруга

я легко выучила сама, как стихотворение. —ын тоже выучил быстро так же, как и €, и во втором классе сдал ее на 5. –азница только в том, что € таблицу умножени€ помню до сих пор, а он, похоже, сразу же после получени€ п€терки ее благополучно забыл

spe
ёли€ ƒворникова

ѕовезло, а у нас мозги, видимо, как-то не так устроены! ћо€ школьна€ "алгебраичка" любила повтор€ть: "ћатематика - гимнастика дл€ ума! ј девочки и у мальчиков списать могут!"

pro
—емен ÷ыгановский

ј € учил такую вот таблицу умножени€. Ќа каждой тетрадке спереди было какое-нибудь пионерское правило, типа: "ѕионер - всем реб€там пример", а сзади - таблица умножени€. ”чись, мол, школ€р!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+