Какой бы ни была программа, первоклассник учится учиться – осваивает принципиально новый для него вид деятельности, а это всегда нелегко. Освоение требует предельной концентрации внимания, произвольного управления своими действиями и контроля над ними – а у 7-летнего ребенка это все еще только начинает формироваться. Вот почему хотя бы на первых порах первокласснику необходим «внешний контроль» при выполнении домашних заданий.
Начнем с того, чего делать нельзя. Родители не должны сами доставать из портфеля дневник или тетрадь с записью задания, находить заданное упражнение в прописи или учебнике – ребенок все это должен сделать сам. Максимум, что «разрешено» родителю, это давать указания: «Достань дневник. Что задано по математике? Найди эту задачу в учебнике». Да, очень часто возникает раздражение и желание сделать все самим – но ведь если вы все будете сами делать за ребенка, он точно ничему не научится.
Точно так же не следует стоять над ним, диктуя каждую букву и цифру. Задание нужно обсудить с ребенком. Задавая вопросы, убедитесь, что он понял, в чем заключается его смысл, что он должен сделать. Даже подсказывать нужно именно в виде наводящих вопросах. «Нам надо узнать, сколько всего грибов собрал мальчик. Мы возьмем белые, лисички и рыжики, соберем их вместе и пересчитаем. Что делают в математике, когда что-то собирают вместе?» Даже не самый умный ребенок в конечном итоге догадывается, что речь идет о сложении.
Следует помнить и о конкретно-образном мышлении, которые все еще играет важную роль у семилетнего ребенка. Первоклассник не всегда сразу понимает, что 2 ромашки + 3 василька – это то же самое, что 2 счетные палочки + 3 счетные палочки.
Чему не должно быть место в домашних занятиях – так это страху. Нельзя ничему научиться, не имея права на ошибку. За ошибки надо не ругать, а искать их причины. Так, одна мама обратилась к детскому психологу с жалобой: ребенок вполне сносно пишет букву в начале строчки, но чем дальше, тем хуже. Списать это на усталость было нельзя: на второй строчке, которую он писал сразу же, все повторялось. Оказалось, что ребенок первую букву сопоставлял с той, которую прописала учительница, вторую – со своей первой (которая, конечно, была хуже) и т.д. Когда ему объяснили, что всегда надо смотреть на образец, прописанный учительницей, все встало на свои места. И вообще – не бойтесь обращаться к специалистам (например, к репетиторам), если вы видите, что не можете самостоятельно справиться с какой-то проблемой – эти люди знают специальные приемы работы с детьми).
Если вы правильно организуете домашние занятия в начальной школе, в дальнейшем вам уже не придется этим заниматься, ребенок сможет заниматься сам.