Не всякую констатацию чьих-то недостатков можно считать осуждением. Так, если начальник говорит: «Нет, я не не доверю N вести переговоры, он слишком несдержанный» – это не осуждение как таковое, это констатация факта: как нельзя поручать слепому водить автомобиль – так нельзя доверять ведение переговоров человеку, склонному «взрываться». Но иногда «критический анализ» чужих достоинств и недостатков – точнее, именно недостатков – превращается в самоцель, в основную тему… почему так происходит?
«Разговор был очень приятный. Осуждали Карениных, жену и мужа», – пишет Л.Н.Толстой. Вот и ответ: мы делаем это потому, что нам это приятно! В чём же заключается такая вот «приятность»?
Обратимся снова к литературной классике – на сей раз к «Фаусту» И.В.Гёте: Маргарита встречается у колодца с соседкой, с видимым удовольствием «перемывающей косточки» их общей знакомой, потерявшей невинность (очень серьёзное «пятно на репутации» по тем временам) – и отнюдь не спешит поддержать столь «приятную» беседу (лишь с горечью замечает про себя: «Как из избы тогда надменно чужой я выносила сор!») – она сама беременна! А значит, осуждать подругу – значит, осуждать саму себя... а себя мы осуждать не любим! Вот почему не один алкоголик не осудит другого алкоголика за пьянство, а вор – другого вора за воровство…
Нет, для осуждения мы находим то, в чём не грешны сами (всё же крайне сложно найти человека, который был бы грешен абсолютно во всём) – ощущая таким образом собственную «безгрешность»: чужой порок таким образом оказывается «в центре внимания», оттесняя все другие пороки – и можно получать удовольствие, ощущая: «А вот во мне-то этого нет!» – и осознание этого так греет самолюбие, так повышает самооценку за чужой счёт…
Что же нужно, чтобы прекратить поглощать такой «наркотик»?
«Ключ» к преодолению этого греха даёт нам Евангелие – как мы помним, так сказано следующее: «Возлюби ближнего, как самого себя». Вот именно – «как самого себя», себя-то мы не осуждаем – по одной простой причине: себе мы всегда находим оправдание! Почему бы не поискать оправдание поступкам другого человека – ведь у него, как и у нас, тоже были какие-то причины так поступить… Конечно, всему есть предел – есть и такие дела, которым нельзя найти никакого оправдания – но согласитесь, крайне редко мы осуждаем таких людей, как Гитлер или Филипп II Кровавый – в большинстве случаев мы «перемываем косточки» простым смертным по поводу каких-то мелких проступков… да, «мелочей» в деле покаяния не бывает – но пусть тот человек сам разбирается со своими грехами, а нам бы разобраться со своими… да, и это замечательное «лекарство» от осуждения ближних: трезвый взгляд на самого себя. Как сказал св. Серафим Саровский, «кто занят познанием себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других».