icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

 ак определить скорость, врем€ и рассто€ние?

  • 7623
  • 2

 ак определить скорость, врем€ и рассто€ние?

ќ
ќднажды случайный прохожий спросил Ёзопа: Ђ ак скоро € доберусь до города?ї Ёзоп ответил: ЂЌе знаюї. ѕрохожему ничего не оставалось, как только пойти дальше своей дорогой Ц и тогда Ёзоп крикнул ему вслед: Ђ“ы дойдЄшь до города к полудню!ї ѕрохожий удивилс€: Ђѕочему же ты не ответил мне сразу, если знал ответ?ї » Ёзоп сказал: Ђ ак же € мог сказать это, не зна€, как ты ходишь?ї

ƒействительно, о том, что врем€, рассто€ние и скорость Ц величины взаимосв€занные, известно давно. »з этого логически следует, что зна€ две из них, можно вычислить третью. ‘ормула тоже представл€етс€ предельно логичной: если скорость равна, например, 60 км/ч (возьмЄм дл€ примера разрешЄнную скорость автомобил€ в городе) Ц т.е. за час он проезжает 60 километров, то дл€ нахождени€ рассто€ни€, которое он преодолеет за два часа, нам надо всего лишь умножить шестьдес€т на два Ц в результате мы получаем 120 километров.

ѕредставим это в виде формулы. –ассто€ние в физике прин€то обозначать латинской буквой S Ц почему так, с точностью сказать нельз€, это св€зывают и с немецким словом ЂSpurї, что переводитс€ как Ђколе€ї или Ђследї, и с латинскими словами Ђsulcusї Ц что значит Ђбороздаї Ц и Ђsemitaї, переводимом как Ђтропинкаї или Ђпутьї. яснее происхождение обозначений дл€ других составл€ющих этой формулы. ¬рем€ обозначаетс€ латинской буквой t Ц от латинского слова Ђtempusї, которое, собственно и означает Ц Ђврем€ї (к нему же восходит музыкальный термин Ђтемпї Ц хот€ в этом можно усмотреть некоторую Ђпутаницуї: темп в музыке Ц это всЄ-таки ближе к пон€тию скорости, чем времени). ¬рем€ же Ц латинска€ буква v Ц что оп€ть же св€зано с латынью: Ђскоростьї на этом €зыке именуетс€ Ђvelocitasї.

»так, формула рассто€ни€ выгл€дит следующим образом: v×t=s

»сход€ из этого Ц и зна€ правила умножени€ и делени€, разумеетс€, которые изучают во втором классе, когда и начинают решать такие задачи Ц мы легко можем найти и другие составл€ющие.  ак мы помним из начальной школы, чтобы вычислить один из множителей, необходимо разделить произведение (т.е. результат умножени€) на другой из них. »ными словами, делим рассто€ние (s) на врем€ (t) Ц получаем скорость (v), если же нам нужно вычислить врем€(v) Ц поступаем наоборот, т.е. делим рассто€ние на врем€.

Ќичего сложного в таких вычислени€х нет Ц так что с ними с лЄгкостью справл€ютс€ уже второклассникиЕ правда, така€ формула предполагает, что объект, с которым мы имеем дело, посто€нно движетс€ с одной и той же скоростью (такое движение в физике называетс€ равномерным) Ц что далеко не всегда имеет место в реальности. „то делать, если скорость движущегос€ тела измен€етс€ Ц как бывает, например, когда автомобиль трогаетс€ с места?

“ут мы уже имеем дело с более сложной формулой Ц а именно, с формулой равноускоренного движени€, дл€ которого приходитс€ ввести новую величину Ц ускорение, традиционно обозначаемое латинской буквой a. „тобы вычислить рассто€ние при равноускоренном движении (при условии, что тело стартует из состо€ни€ поко€), нам придЄтс€ умножить ускорение на возведЄнное в квадрат врем€, а результат разделить на два.

ќстаЄтс€ один вопрос Ц как вычислить ускорение? ƒл€ этого надо знать начальную скорость и конечную, соотношение между которыми характеризуетс€ такой формулой:

v=v0+at

(v Ц это конечна€ скорость, а v0 Ц начальна€). Ђ¬ытащитьї ускорение из этой формулы Ц не проблема: из конечной скорости вычитаем начальную и делим результат на врем€.

ќстаЄтс€ только добавить, что формулами, характеризующими равноускоренное движение, мы об€заны √.√алилею, который изучал это €вление на примере ускорени€ при свободном падении.


spe
ћилана √ейко

:):):), конечно, еще во втором классе € научилась делить и умножать, и с этим проблем нет, чуть старше € вызубрила эти формулы, и сегодн€ могу рассчитать любую из этих величин, но загадка их взаимосв€зи так и осталась дл€ мен€ неразгаданной! ј стать€ хороша€. :):):) +++

mas
ћарк Ѕлау

я хотел написать на эту тему и, конечно, написал бы по-другому. —тать€ написана грамотно и хорошим €зыком

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+