icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ƒмитрий Ќеткачев
јвто-мото

 ак нужно строить дороги

  • 2747
  • 6

 ак нужно строить дороги

¬
¬елика€ страна вынуждена жить с двум€ главными проблемами, их отметил Ќ.¬. √оголь Ц Ђ¬ –оссии две беды Ц дураки и дорогиї. ¬от уж скоро 200 лет, как по€вилось определение, но определение настолько прижилось, что без них невозможно представить существование. ѕервых знает каждый, они не скрываютс€, довольно часто мелькают в разных —ћ», некоторые не вознеслись столь высоко и живут р€дом с нами. ƒороги достались нам в наследство еще от далеких предков, по сути, их дорогами назвать довольно трудно. ≈сть еще целые синдикаты, которые занимаютс€ строительством и ремонтом дорог. Ќо создаетс€ впечатление, что они не знают, как нужно строить дороги.

»з жизненных наблюдений.

ћолодой учительнице оказывают внимание двое. ѕервый ¬асилий, работает директором школы. ƒругого зовут ‘едор, он простой тракторист. ѕримечательно, что оба почти в один день признались в любви и попросили ее руки. ƒевушка в замешательстве. ≈сли выйдет замуж за ¬асили€, то продвижение по служебной лестнице ей гарантировано. ј вот если не выйдет замуж за ‘едора, то он не станет возить ее на тракторе в школу и обратно. ¬от так отсутствие дорог заставл€ет уже второй мес€ц девушку держать молодых людей в неведении относительно своего решени€.

Ќа самом деле вопрос строительства дорог дл€ нашего государства €вл€етс€ определ€ющим. √ромадные рассто€ни€ во всех направлени€х можно св€зать только мобильным транспортом, самым доступным на сегодн€шний день €вл€етс€ автомобильный. Ќасколько нужен автомобиль дл€ городского жител€, судить трудно, а в сельской местности автомобиль крайне необходим. Ќа селе автомобиль сегодн€ не имеет только ленивый или полный алкоголик (цена подержанного автомобил€ отечественного производства соизмерима с двум€-трем€ мес€чными зарплатами, а подержанные авто бегают вполне сносно), в некоторых семь€х их несколько (мужа, жены, дети тоже езд€т по своим делам независимо от родителей).

¬ ƒревнем –име дороги строили путем создани€ высокой насыпи, котора€ заметно возвышалась над остальным рельефом. Ўирина полотна позвол€ла беспреп€тственно разъехатьс€ двум арбам, куда запр€галась пара волов (вол Ц кастрированный бык). Ќасыпь позвол€ла осадкам стекать с поверхности полотна в придорожные канавы. ћного ли сегодн€ встретите дорог с покрытием, приподн€тых над рельефом?   сожалению, многие проектировщики даже не знают о таком правиле.

“е, кому довелось побывать в —редней јзии, видели, что вдоль дорог проложены арыки (небольшие канавы, по которым течет вода). ѕроисхождение воды различное, дождь и снег составл€ют в этом происхождении и свой процент. Ќапример, в среднеазиатских городах, чтобы дождева€ вода не осталась на полотне, везде стро€т арыки, сегодн€ их делают из бетона и перекрывают решетками или плитами. ѕроходит совсем немного времени после дожд€ и асфальт сухой. √овор€т, что “амерлан (XIV-XV в.) требовал от строителей дорог выполнение такого услови€. „то же творитс€ в городах? √ромадные лужи дождевой и талой воды воздействуют на само покрытие. »з-под колес автомобилей гр€зные потоки лет€т в разные стороны, Ђсчастливыеї пешеходы с опаской идут по тротуарам с надеждой, что смогут добратьс€ сухими. Ќаверное, нам нужен “амерлан с его законами Ц любое неповиновение завершаетс€ отрезанием головы, их потом выставл€ли на коль€х, проход€щий мимо люд прекрасно знал, что и как нужно делать, чтобы не стать очередным украшением.

ѕолотно дороги ровное и пр€мое, без ухаб и €м Ц мечта дл€ любого, даже того, кто не имеет автомобил€. ѕочему же полотно разрушаетс€? ѕричин несколько. √лавной €вл€етс€ отсутствие прочной основы дороги. ѕолотно нельз€ просто расстилать по поверхности земли, необходима подготовка. ¬ чем она заключаетс€?

¬ерхний слой под полотном будущей дороги необходимо срезать. √лубина этого среза зависит от вида почвы. ƒл€ условий –оссии нужно срезать не менее 80 см, чаще больше. ѕотом пространство необходимо наполнить прочным основанием, его роль выполн€ет гранитный щебень. ѕросто насыпать щебень будет недостаточно, необходима трамбовка. ƒл€ этого используютс€ катки или мобильные вибрационные прессы. ѕослойное трамбование €вл€етс€ залогом того, что дорога прослужит долго. ¬ зависимости от условий рельефа под дорогой нужно проложить асбоцементные трубы, они позвол€т отвести воды с верхних на нижние уровни. “огда вода не будет застаиватьс€ с одной из сторон дороги. Ёта операци€ получила название дренаж.

ѕомним о животных, некоторые из них еще не приручены человеком и гул€ют сами по себе. ≈сли позвол€ет рельеф (на любой трассе имеютс€ подобные возможности), то из бетонных труб высотой около двух метров делаютс€ проходы (олени и лоси могут зацепитьс€ рогами, если высота окажетс€ ниже). ƒикие животные существа довольно разумные, они быстро осваивают безопасные способы перехода через дорогу.

¬ерх дороги создаетс€ разными способами. √де можно, там укладывают бетонные плиты. ѕокрытые солидным слоем асфальта они служат дес€тилети€ми, только периодически требуетс€ восстановление верхнего сло€ без проведени€ сложных работ в основании дороги. ≈сли бетонных плит нет, то нужно выполнить асфальтовое покрытие, толщина которого должна быть не менее 20 см. ѕокрытие еще нужно оградить, чтобы не происходило его расползание.

ѕоследние годы отличаютс€ довольно жарким летом. ѕрактика показала, что традиционные св€зующие расплавл€ютс€ от солнца. «десь дилемма. Ќизкотемпературное св€зующее легче укладывать, не требуетс€ высока€ температура нагрева. Ќо летн€€ жара его расплавит. ¬ысокотемпературные св€зующие реально сто€т дешевле, но их укладка сопр€жена с необходимостью прогрева массы до более высоких температур, а это св€зано с дополнительными затратами на прогрев. ƒумаю, что лучше один раз потратить больше, чем потом с регул€рной периодичностью исправл€ть огрехи предыдущей экономии.

≈сли выполнить все услови€, то можно получить те самые сотни тыс€ч хороших автомобильных дорог. ”дачи на дорогах или, как говор€т водители: Ђ∆елаю вам ни гвозд€, ни жезла!ї.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

—коро лето. „иновники начнут докладывать об освоении денег на ремонт и строительство дорог. —татью написал в надежде,что кто-нибудь из них загл€нет на сайт и ее прочтет. ћожет быть, прочитав, изменит свое отношение к дорогам.
Ќиже иллюстрации с одной интересной стройки дороги. ћне понравилс€ подход к ее строительству.

deb
“ать€на Ѕалабан

Ќасчет дураков и дорог - это усто€вшийс€ факт. ѕри€тно путешевствовать за границей, едешь - автобус даже не колыхнетс€! ƒа, ƒмитрий »ванович?++++

deb
Ќаталь€ –еутова

в нашем маленьком городке вместо слова "дорога" лучше сказать "то€матоканава". Ќам “амерлан необходим, хот€ бы на некоторое врем€! ƒумаю, что проблема с дорогами решилась бы быстро! —пасибо вам за инфо! +++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+