icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ќбучение

 ак научитьс€ говорить коротко и по делу?

  • 3030
  • 7

 ак научитьс€ говорить коротко и по делу?

 
 то €сно мыслит Ц €сно излагает. “ак считали еще древние греки. » они же стали основател€ми науки красноречи€, риторики. ¬ообще любили древние греки поговорить да порассуждать! «а что им честь и хвала.

–иторику и сейчас изучают те, кого професси€ об€зывает говорить красиво, убедительно, зажигательно и разумно. Ќо и нам, не специалистам в области красноречи€, будут полезны некоторые правила, помогающие излагать свои мысли по делу и коротко.

1. Ќачинать следует с конца, то есть, в начале выступлени€ необходимо сформулировать в одной или в нескольких коротких фразах то, что составл€ет ее, этой речи, сущность.

—делать это не так просто, как кажетс€. ƒаже человек, долго и серьезно занимавшийс€ какой-либо темой не всегда может выделить главное в этой теме. ¬се кажетс€ ему важным и достойным внимани€. Ќо Ђрастекатьс€ мыслию по древуї ни в коем случае нельз€.

 стати, известно ли ¬ам, что в этом выражении из Ђ—лова о полку »горевемї Ђмысльї Ц не дума, а всего-навсего белка? Ѕелка, котора€, действительно, как бы растекаетс€, перебира€сь с ветки на ветку. ¬ старину охотник называлс€ Ђмысливцемї, потому что главной его добычей были белки. ¬ современном украинском €зыке и сейчас Ђохотникї Ц это Ђмысливецї

—формулировать цель выступлени€ в начале необходимо хот€ бы еще и потому, что слушател€м без этого трудно будет пон€ть смысл ¬ашего выступлени€. ƒл€ ¬ас, как дл€ выступающего, тоже важно оценить реакцию слушателей, пон€ть с какой публикой придетс€ иметь дело.

2. Ќе всегда речь стоит записывать заранее, но всегда следует обдумать и записать план своего выступлени€. Ётот план должен быть предельно четким.  роме плана необходимо выделить тезисы своей речи. “езисы Ц это основные положени€, св€зывающие пункты плана выступлени€ в единую линию от начального положени€ до окончательных выводов.

3.  аждый тезис следует выдел€ть, как газетный заголовок. » как газетный заголовок, он должен быть сформулирован броско и €сно. “езисы Ц это своеобразные Ђгвоздиї, которые ¬ы, как рассказчик, вбиваете в мозг слушател€.

4. ѕомните об обратной св€зи. –ечь, в отличие от книги, назад не пролистаешь. —лушатель должен пон€ть все здесь и сейчас. ѕоэтому внимательно наблюдайте за реакцией слушателей. ≈сли обнаруживаетс€, что слушатели не понимают ¬ашего рассказа, приостановите течение речи. «адайте вопрос, поймите, что непон€тно слушател€м, и разъ€сните то, что непон€тно. Ќельз€ оставл€ть Ђв тылуї непон€тые слушател€ми вопросы.

5. ѕомните о времени. ѕостарайтесь вы€снить, сколько времени ¬ам дают на выступление и... попробуйте сократить его вдвое. ѕо окончании выступлени€ ¬ы убедитесь, что такое сокращение оказалось правильным. ¬ любом случае выступление не должно превышать 30 минут. ƒольше владеть вниманием слушателей не удавалось никому.

6. ƒл€ того же, чтобы не ослабить внимание слушателей, широко используйте метафоры, €ркие образы. Ѕольшинство слушателей мысл€т образно. “ак что поменьше цифр, особенно точных.

7. » об€зательно делайте паузы в ходе выступлени€. Ёто большое искусство Ц воврем€ остановитьс€ и позволить слушател€м прокомментировать ¬аш спич или задать вопрос. ќстановитьс€ не совсем, а остановитьс€, чтобы пойти дальше. » потащить за собой слушателей, отдохнувших благодар€ промежуточному Ђпривалуї Ќебольша€ забавна€ истори€ или даже анекдот дл€ этой цели тоже подойдет. » замечание, казалось бы, совсем не подход€щее к теме, тоже будет в данном случае к месту. ¬роде замечани€ про белку-мысль, которое, казалось бы, непон€тно зачем сделано в третьем абзаце.

8. ѕауза в речи об€зательна после главного вывода или даже после каждого тезиса. —лушатели должны подумать, чтобы осознать, куда ¬ы их привели и куда следовать дальше.

9. »спользуйте правильные слова, избегайте слов ненужных, то есть не подход€щих данной аудитории. »ной раз вместо Ђперформансї стоит сказать просто Ђпредставлениеї, а вместо Ђконгруэнтностьї Ц Ђсоразмерностьї

10. ¬ообще ¬аша лекци€ или доклад меньше всего должны быть похожи на занудную лекцию или усыпл€ющий доклад. –ассказывайте историю. Ћюди это люб€т, даже если геро€ми истории €вл€ютс€, скажем, два катета и соедин€юща€ их гипотенуза.

top
Halida Rojkova

Ќезаменимые рекомендации не только дл€ профессиональных ораторов, но и дл€ преподавателей, консультантов и просто выступающих в родном коллективе руководителей. +++++

spe
¬ладислав „ерных

— интересом прочитал про белку и мысливца. ѕромысел тоже от белки, получаетс€?

spe
ёли€ ƒворникова

 ак-то сразу вспомнилась јлиса и мудра€ ћышь, котора€ считала, что сушитьс€ лучше всего лекци€ми, они, дескать, самое сухое, что есть в этом мире! ќтлична€ стать€!!!++++++++

pro
“амара ћеркулова

’алида, могу добавить, что эти советы во многом полезны и дл€ визита к следователю. Ќаметил свою версию, выучил основные доводы (тезисы) излагаешь, не вдава€сь в подробности (пусть сами думают и, если надо, спрашивают), не говоришь ни одного лишнего слова и запасаешьс€ терпением. ѕока оказывают среднее давление, это работает.

deb
»ван »ванов

ќтлично - важно говорить по делу, отличные советы!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+